Евгений – имя четырех пап
Евгений – имя четырех пап. Среди них:
1) Евгений I был родом римлянин. Был сначала апокрисиарием в Византии, а после ссылки Мартина I был избран весной, или летом 654, года папой. Надеялись, что он, как бывший апокрисиарий и человек миролюбивый, восстановит добрые отношения с византийским двором. После своего посвящения (10 авг. 654 г.) он послал в Константинополь апокрисиариев, которые заключили мир с патр. Пирром и, не задумываясь, приняли составленную пресвитером Петром (впоследствии патриархом) формулу примирения монофелитов и диофелитов. По этой формуле Христос имеет две воли, поскольку в нем две природы, и одну, поскольку они соединены в одной ипостаси. Когда Петр в 655 году вступил на Константинопольскую кафедру, он по обычаю известил Евгения о своем избрании. Все это дало повод приверженцам Максима Исповедника заподозрить его в монофелитстве. Возникшие отсюда церковные беспорядки Евгений прекратил открытым осуждением монофелитства. Евгению грозила участь Максима Исповедника, но 2, или 3 июня 657 г. он умер. Впоследствии он был канонизован.
2) Евгений II, папа 824–827. В его избрании видную роль играл Людовик Благочестивый, и влияние последнего на папскую политику при Е. II было очень сильно. В конце 824 года Людовик послал своего сына Лотаря в Рим для выработки конституции, определявшей отношения римлян к папе и императору. Эта конституция сводилась к признанию папой политической власти императора. Императорский суд признается высшей инстанцией для всех римских судов. Каждый римлянин, не исключая и папы, должен давать клятву в верности императору. Был установлен порядок избрания пап. По предложению византийского императора, иконоборца Михаила, Людовик с согласия Е. II собрал в 825 г. собор в Париже. Постановления собора составлены в духе Libri Carolini и направлены против иконопочитания. Но Е. II не придал никакого значения постановлениям собора и Рим по-прежнему остался верен иконопочитания. Другой собор, созванный Евгением в следующем году в Риме, постановил ряд мер для усиления церковной дисциплины и для развития духовного просвещения. Умер Е. в августе 827 г.
3) Евгений III, папа 1145–115З. Был сначала цистерцианским монахом, учеником и другом Бернарда Клервосского. И на папском престоле Е. продолжал руководиться советами Бернарда (см. Бернард Клервосский, II, 403). Его правление было очень бурно, так как римский народ, возбужденный проповедями Арнольда Бресчийского (см. Арнольд Бресчийский, I), постоянно возмущался против власти папы. Во время своего восьмилетнего правления Евгений трижды был вынужден покидать республикански настроенный Рим. Ему принадлежит инициатива второго крестового похода. Осуществлению этого предприятия много помог Бернард Клервосский, которому папа поручил проповедовать о нем. В Германии и Франции Е. собирал несколько соборов. Особенно большой собор был в Реймсе (с 21 марта 1148 г.), где присутствовало более 400 епископов. Соборные постановления касаются главным образом местных дел церковного управления и ересей. В 1148 году Е. возвратился в Италию и с помощью Рожера Сицилийского вошел в Рим. Но уже в начале 1150 года он был вынужден покинуть Рим. Умер в Тиволи 8 июля 1153 г.
4) Евгений IV, папа 1431–1147, происходил из купеческой семьи и назывался сначала Габриэль Кондультиери, принадлежал к целестинской конгрегации, был сначала епископом Сиенским и затем кардиналом. По смерти Мартина V был избран папой. Но он был плохо подготовлен к такой крупной роли и поэтому вначале он сделал несколько ошибок, в которых потом ему пришлось раскаяться. Спустя несколько дней после своего избрания (3 марта 1431 г.) он созвал Базельский собор (см. II). Но как только Е. увидел грозящую отсюда опасность для папской власти, он 12 ноября того же года сделал попытку отменить собор. Из взаимного недоверия между напой и собором возникла открытая борьба, которая привела к тому, что папа осудил собор, а собор низложил папу и выбрал преемником ему Феликса V-го. В продолжение всей жизни боролся Е. с этим собором, и в конце концов борьба кончилась в его пользу. Особенно много помогла папе заключенная в 1439 году уния с греческою церковью. В противовес Базельскому собору, он в 1438 году созвал собор в Ферраре, который в следующем году был перенесен во Флоренцию. Здесь ему удалось соединить с Римом греческую и армянскую церковь. Хотя это соединение было только на бумаге, значение папы, благодаря ему, очень возросло в глазах западных христиан. По мере того, как росло влияние папы, значение Базельского собора падало и, наконец, свелось почти к нулю. Также счастливо для папы кончилась его борьба с его врагами в Италии – наследниками прежнего папы. Изгнанный 4 июня 1433 года из Рима во Флоренцию, он одержал верх над своими врагами и 28 сентября вернулся в Рим. Наконец, Е. удалось заключить выгодные для папской власти соглашения с Францией и Германией, благодаря чему влияние постановлений Базельского собора было отчасти парализовано. Таким образом, Е. IV сумел сохранить прерогативы папской власти в критическое для нее время. В этом и состоит его историческое значение.
С. Троицкий