Исповедники
Исповедники (confessores) – так назывались в древней христианской церкви те лица, которые, следуя заповеди Спасителя (Мф.10:32), во время гонений открыто исповедовали себя христианами и, претерпев мучения, остались в живых. Если же следствием их исповедания была смерть, то они причислялись к мученикам. Впрочем, Киприан причисляет к мученикам и тех исповедников, которые претерпели тяжелые мучения (письмо 12). Впоследствии на Западе слову «исповедник» стали придавать более широкий смысл. После прекращения гонений исповедниками стали называть и тех святых, которые особенно выделялись своими заслугами для церкви и совершенством жизни. Иногда И. назывались все святые, кроме мучеников. Насколько можно судить по дошедшим до нас свидетельствам, почитание И. явилось несколько позднее, чем почитание мучеников. В начале христианства почитания И. не могло быть уже потому, что И. были, если не все члены церкви, то большинство их. Все же следы почитания И. встречаются очень рано. Так, Ориген говорит о заступничестве всех святых Божиих (De orat. 11; In Cantic. II, 4; Contr. Cels. I, 8). Киприан усваивает И. одинаковое почитание с мучениками (Ер. 37 ad Presbyt. et Diac. de zel. et liv.). Более свидетельств сохранилось от четвертого века (Иероним в письме к Евст. 108; «Жизнь св. Илария» 31; Созом. III, 14). На Западе св. Мартин Турский скоро по смерти (400 г.) причтен к лику святых. Особым уважением в христианском обществе пользовались И. и при жизни. Им предоставлено было право воссоединения с церковью падших (т. е. отрекшихся от Христа из страха мучений) путем выдачи им, в случае искреннего раскаяния, воссоединительных грамот (libella pacis). Бывали случаи, что И. злоупотребляли этим правом и давали воссоединительные грамоты лицам недостойным, что вызывало протест со стороны церковной власти и вело к церковным смутам.