Источник

Исидор Севильский

Исидор Севильский или Hispalensis, по древнему названию Севильи – Гиспалис, епископ, один из плодовитейших богословских латинских писателей, р. около 560 г. в знатной римской (а не готской) христианской семье, происходившей из разрушенного в 552 г. готами Карфагена. Место его рождения неизвестно. Имя его отца было Севериан. У И. было два брата, Леандер, 576–600 епископ Севильский, и Фульгенций, епископ Астиги, и сестра Флорентина, монахиня в Астиги. И. был младшим в семье и по смерти родителей был воспитан со строгостью и любовью Леандером. Он рано принял духовный сан и посвятил себя изучению Св. Писания, отеческих творений и светской литературы. В 600 г. он занял место своего брата в Севилье – митрополии провинции Баэтики. В сане епископа И. заботился об обращении иудеев, о возвышении нравственного уровня клира и монастырей, об упорядочении богослужения. Он присутствовал на соборе при короле Гундомаре в 610 г., на котором решался вопрос о правах толедской кафедры, и председательствовал на соборах в Севилье в 619 г. и в Толедо в 63З. Но главное значение имеет не практическая деятельность И., а литературная. Труды И. почти все компилятивного характера и свидетельствуют о громадой и многосторонней учености автора. Несмотря на отсутствие оригинальности, они занимают выдающееся место в истории средневекового просвещения, так как, давая самые разнообразные знания в удобной для усвоения форме, они содействовали их большему распространению, почему И. называют главным учителем средних веков. 4 апреля 636 г. И. скончался.

О его жизни с колыбели до могилы сложилось множество легенд. Отца И. произвели в начальники провинции, мать – в дочери готского короля Теодориха, сестру – в супруги короля Леовигильда и в матери Герменигильда и Реккарда. Постепенно И. сделался героем национальной церкви и под защиту его имени стали все особенности испанской церкви. Так, ему приписали древне­испанскую или мозарабскую литургию, испанский сборник канонов и даже собрание вестготских законов. Так как И. сделался не только doctor Hispaniae, но и учителем всей церкви, особенно почитаемым на Западе, то явилась потребность переработать его биографию в римско-католическом духе. И вот, И. становится учеником Григория Великого, апостольским викарием в Испании, получает паллиум, участвует на Римском соборе и т. д. На самом деле, связь между Испанией и Римом в это время была очень слаба, так что И. не признавал V Вселенского Собора 553 г., хотя в Риме он уже был признан, считал императора Юстиниана еретиком, нарушающим определения Халкидонского собора (De vir III. IV, 31; Минь LXXXIII, 1086, 1099), и опровергал всех приверженцев собора 553 г. (Минь LXXXIV, 598). Перечисление сочинений И. дают Бравлио (Минь LXXXI 15) и Ильдефонс Толедский (Минь LXXXI 27). Первое составлено в хронологическом порядке. Его мы и будем придерживаться: 1) «Proemiorum liber I – введение в В. и Н. Завет, состоящее из общего краткого предисловия о библейском каноне и кратких предисловий к отдельным книгам. 2) «De ortu et obitu patrum» или «De vita et morte sanctorum utriusque Test.» – краткие биографии библейских лиц (64 В. Завета и 21 Нового). 3) «Officiorum libri II», обыкновенно называемое «De officiis ecclesiasticis», написанное около 610 года, – одно из важнейших для богословия и церковной археологии сочинений И. Первая книга трактует о происхождении церковных должностей, о христианстве и церкви, о составных частях богослужения, хорах, псалмах, гимнах, молитвах, чтениях, славословиях, жертвах, мессе, символах, благословениях, праздниках, постах и т. п. Вторая – о служителях церкви, о монахах, кающихся, девах, вдовах, женатых, оглашаемых, о крещении и миропомазании. Две заключительных главы о суффрагантах неподлинны. 4) «De nominibus legis et eyangeliorum liber» – аллегорическое толкование библейских имен, начиная от Адама и Евы, как прообразов Христа и церкви, кончая семью учениками на трапезе Воскресшего (Ин.21:2) – прообразами вечного блаженства. 5) «De haeresibus liber», изложение иудейских и христианских ересей. 6) «Sententiarum libri III» или «De summo bono» – главное богословское сочинение И., первый латинский курс догматического и нравственного богословия, состоящий, главным образом, из выдержек из Августина и Григория Великого. Несмотря на несамостоятельность и нестрогую систему, сочинение это было очень распространено в средние века. 7) «Contra Judaeos libri II» – опровержение иудеев, в особенности испанских, на основании новозаветных пророчеств, также очень распространенное в средние века и переведенное на многие языки. 8) «Monasticae regulae liber» – монашеские правила. 9) «Quaestionum in vetus Test, libri II» – мистико-­аллегорическое и нравственное выяснение некоторых новозаветных текстов; содержат выдержки из Оригена, Викторина, Амвросия, Иеронима, Августина, Фульгенция, Кассиана и, главным образом, Григория Великого. 10) «De viris illustribus» – продолжение трудов Иеронима и Геннадия под этим же заглавием. Здесь даются биографии 32 внеиспанских и 14 испанских церковных деятелей, начиная от папы Ксикста, кончая современниками И. – Григорием, Леандером, Максимом и Сарогоссой. 11) «Chronicorum a principio mundi usque ad tempus suum liber» – хроника всемирной истории от создания мира до императора Гераклия и короля Сизебута (616). Источники – Юлий Африкан, Евсевий, Иероним и Виктор Туннунский. 12) «Historia Gothorum, Vandalorum et Suevorum», в двух редакциях, краткая, но очень ценная история этих трех народов. В некоторых списках ей предпослано elogium Hispaniae. 13) «Libri differentiarum II». В первой книге содержится словарь синонимов в алфавитном порядке, во второй – выяснение некоторых богословских и других понятий. 14) «Synonymorum libri II» – содержание то же, что и в предыдущем сочинении, но изложено в диалогической форме. 15) «De natura rerum», излагает естественно-научные взгляды того времени. Главные источники – Светоний, Амвросий, Псевдо-Клементины, Августин. В средние века с усердием переписывалось и читалось 16) «De numeris» – мистическое толкование чисел от 1 до 60. 17) «Etymologiarum s. originum 1. XX» – заключение всех научных работ И., многолетний труд, представляющий из себя реальную энциклопедию всего знания того времени, начиная от богословия, кончая напитками, пищей и одеждой. Источники – Кассиодор, Боэтий, Варрон, Плиний, Солин, Гигин, Сервий, Лактанций, Тертуллиан и другие церковные писатели, но, в особенности, Светоний. Источниками он пользуется без критики, многое воспроизводит по памяти и часто неверно, но, тем не менее, труд этот имеет громадное значение. С крупными издержками и непомерным трудом И. собрал почти все сокровища античного знания и в удобной форме передал их потомству, так что труд его имеет значение единственного незаменимого источника. Какое громадное культурно-­историческое значение имел этот труд, видно из того, что на всем Западе в продолжение многих столетий он был главным источником знания и в школе, и вне ее. Он же был и главным источником энциклопедических трудов Грабанса и Иоанна Салисберийского. «Столетия пребывали бы во тьме, – справедливо говорит Бруккер, – если бы И. не осветил их своим светом». Из мелких произведений И. упомянем о его письмах к Бравлио, Элладию Толедскому, Редемиту и др., представляющих большой биографический и исторический интерес. С так наз. Лже-Исидоровыми декреталиями (см.) И. не имеет ничего общего.

Литература. Из изданий первое Marg. de lа Вigпе, Париж 1580, лучшие Faustinus Arevalus в 7 томах, Рим 1797–1803, и Минь, Ser. Lat LXXXI–LXXXIII. Монографии: Кайэтана, Рим 1616; Дюмесниля, 1843; Колломбета, 1846; R. Е. Герцога и Гаука, изд. 3-е, т. IX, стр. 447, где указана и остальная ипостранная литература.

С. В.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle