Источник

Ириней св., епископ Лионский

Ириней св., епископ Лионский (Εἰρηναιος ὁ Λουγδούνου ἐπίσκοπος) – отец церкви II века; род. около 130 года в Малой Азии, был учеником престарелого Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна, между которыми был и Папий Иерапольский. Как видно из творений св. И., он хорошо был знаком и с греческою поэзией, и философией. Во время смерти Поликарпа (около 155 г.) И. был в Риме. Во время гонений на христиан в Лионе и Виенне И. был пресвитером при епископе Пофине и отвозил в Рим послание исповедников к епископу Елевферию. В этом послании И. восхвалялся как ревнитель завета Христова. Возвратясь из Рима, он после мученической кончины Пофина сделался его преемником. Деятельность его не ограничивалась Лионом, который он успел весь сделать христианским, а простиралась на всю Галлию, даже на всю церковь. Когда римский епископ Виктор I (см. Энц. III) своею неразумною настойчивостью грозил произвести разделение восточных и западных христиан из-за вопроса о времени празднования Пасхи, И. своим влиянием успел предотвратить готовящийся раскол, хотя сам он считал римскую практику правильною. Ревностно и успешно защищал он единство веры и апостольского предания против проникавших в Галлию восточных гностиков и подготовил себе преемника для этой борьбы в лице Ипполита Римского. Во время гонения Септимия Севера в 202 году И. умер мученическою смертью вместе со многими членами своей паствы. Православная церковь празднует его память 23 августа, р.-католическая – 28 июня. Важнейшее произведение И.: «Обличение и опровержение лжеименного знания» (Ἔλεγχος καὶ ἀνατροπὴ τῆς ψευδωνύμου γνώσεως), по примеру Евсевия и Иероннма называемое обыкновенно сокращенно: «Против ересей, adversus haereses». Это сочинение написано было на греческом языке, но от первоначального текста сохранились лишь отрывки у восточных церковных писателей. Сохранившийся латинский перевод, представляющий буквальное переложение греческого текста, сделан был, по-видимому, уже при Тертуллиане. Написано это сочинение по просьбе какого-то друга И., желавшего узнать таинственное учение Валентиниана и способы его опровержения. Исполняя его просьбу, И. в первой книге дает разъяснение (ἔλεγχος) этого таинственного учения, во второй – его опровержение (ἀνατροπὴ). Излагая учение гностиков в первой книге, И. рассматривает их происхождение, взаимное отношение, сопоставляет их с истинным церковным учением и приходит к выводу, что самое изложение этих заблуждений есть уже и опровержение их. Во второй книге И. обличает гностиков путем диалектически-философским, главным образом через раскрытие того внутреннего противоречия, в каком стоят между собою различные положения их системы. Здесь И. рассматривает гностическое учение о Боге, о происхождении мира, об эонах, указывает на отсутствие у них чудес, на их безнравственность, опровергает учение некоторых гностиков о переселении душ и в заключение раскрывает ту мысль, что различные имена Божии в Св. Писании свидетельствуют не о множестве богов, а о беспредельном совершенстве Бога. Но по окончании второй книги ему показалось необходимым дополнить диалектически-философское опровержение гносиса свидетельствами Св. Писания. Для этого И. написаны еще три книги. В третьей книге он опровергает еретиков данными, заимствованными из писаний апостолов и церковного предания, и предпосылает этому опровержению учение о Св. Писании и церковном предании, об их взаимном отношении и о значении их; в четвертой опровергает их изречениями самого Господа и пророков и защищает свободу человеческой воли; содержание пятой книги составляют преимущественно эсхатологические вопросы. И. доказывает воскресение плоти, подробно описывает царствование антихриста и определяет порядок событий при кончине мира. Время существования мира он определяет в 6000 лет, по числу дней творения и, отвергая мысль о немедленном после смерти лицезрении праведниками Бога, утверждает, что праведные отходят в особое место до воскресения праведных, в котором они воспримут свои тела и будут со Христом царствовать на земле, живя блаженно до всеобщего суда. После суда праведники получат блаженство сообразно их жизни, одни в небесном царстве, другие в раю, иные в обыкновенном Иерусалиме. Это творение св. И. ставит его в ряд самых выдающихся отцов церкви. «И., пишет Цан (Herzog, R. Е., 2 Aufl., В. IX, S. 410), есть первый из церковных писателей после апостольского времени, которому приличествует наименование богослова. По его гармоническому, проникающему в самые основы христианства, мировоззрению, его можно сравнивать лишь с Августином и Оригеном. Но он превосходит их чистотой своего учения от всякого постороннего влияния». Как полемист, он отличается прямотой и силой аргументации, обилием и умелым подбором доказательств, уменьем выяснять темные положения и подмечать слабые стороны противника. Как догматист, он впервые определенно и полно формулировал церковное учение о Св. Писании и св. предании и на основании этих двух источников раскрыл почти все важнейшие догматы, не уклоняясь в существенном от церковного учения. Благодаря своим достоинствам это творение св. И. было широко распространено и на Востоке, и на Западе. Оно цитируется почти всеми древними церковными писателями (Тертуллиан, Киприан, Евсевий, Василий Великий, Епифаний, Августин и др.), вследствие чего подлинность его стоит вне всякого сомнения, тем более, что она подтверждается и внутренними признаками – соответствием дошедшим до нас сведениям о жизни и личности И. Время написания этого творения определяется упоминанием Елевферия (174–189), как последнего римского епископа. Источником сведений о гностиках для И. было, прежде всего, личное знакомство его с еретиками. Пользовался он и сочинениями как самих еретиков, так и православных полемистов против них. Из книг Св. Писания он не упоминает только о послании Иуды, третьего Иоанна и к Филимону. Свидетелями апостольского предания являются у него малоазийские пресвитеры и сочинения Папия, Игнатия Богоносца (посл. к Римл.), Поликарпа и Иустина (против Маркиона и первая апология). Остальные сочинения И. известны лишь в отрывках или даже только по имени. Так Евсевий (Церк. ист., V, 24) приводит отрывки из «Послания римскому епископу Виктору», в котором И. убеждает Виктора не производить разделения церквей из-за вопроса о времени празднования Пасхи. Об этом же послании упоминает и Максим Исповедник в VII слове о милостыне. Упоминает также Евсевий (V, 15, 20) о послании И. «О схизме» к Власту, распространявшему в Риме свое учение, что Пасха должна совершаться по закону Моисея в 14 день месяца, и о посланиях «О единоначалии или о том, что Бог не есть виновник зла» и «Об осмерице», т. е. эонов, к Флорину, бывшему ученику Поликарпа, пресвитеру, низложенному за распространение гностицизма в Риме. Евсевий же (V, 26) и Иероним (De viг. ill. 35) говорят, что у И. есть еще весьма краткое «Слово против еллинов о познании» и другое «Слово к Маркиону в доказательство апостольской проповеди. Есть также у него «Книга разных рассуждений», по мнению большинства исследователей – сборник проповедей, первый по времени в истории христианской проповеди. Св. И. имел намерение писать особое сочинение против Маркиона на основании ого собственных книг («Против ер.» I, 27, 4; III, 12, 12), и Евсевий (IV, 25) говорит, что он писал против Маркиона, но не упоминает, в особом ли сочинении, или в сочинении «Против ересей». Св. Максим Исповедник приводит отрывок о творческой воле Бога из «Слов о вере к диакону виеннскому Димитрию» св. Иринея. В приписываемых св. Иустину «Вопросах и ответах православным» есть ссылка на «Слово о пасхе» св. Иринея, в котором обычай не преклонять колен в день воскресный и в пятидесятницу возводится к апостолам. Собрано еще более 50 отрывков, надписанных именем св. Иринея, но подлинность их доказать трудно.

Литература. Перечисление иностранных изданий и литературы см. в цитированной статье Цана, русский перевод прот. П. Преображенского в приложении к «Православному Обозрению» за 1868–1871 гг. и отдельно – Москва, 1871 год, Спб. 1900 (отзывы о переводе см. «Ц. Вед.» № 11, 1900; «Хр. Чт.», февраль 1901); Филарет, «Историческое учение», §§ 48–50; А. Μ. Иванцов-Платонов, «Ереси трех первых веков христианства», Μ. 1877 г.; «Православный Собеседник» 1874 г.; Ф. В. Фаррар, «Жизнь и труды святых отцов и учителей церкви», пер. А. П. Лопухина, т. I, 62–83.

Т.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle