Источник

Иннокентий – епископ Аляскинский

Иннокентий (Александр Пустынский) – епископ Аляскинский, викарий алеутской епархии, уроженец Вологодской епархии; по окончании курса в Киевской д. академии со степенью кандидата определен в 1893 г. псаломщиком к кафедр. собору в Сан-Франциско, в 1894 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеромонахи, с 1895 г. назначен помощником инспектора Новгородской семинарии, в 1897 г. перемещен па таковую же должность в Московскую академию, в 1898 г. назначен и. д. инспектора той же академии, в 1899 г. членом С.-Петербургского духовного цензурного комитета и возведен в сан архимандрита, 1900 г. определен ректором Тверской духовной семинарии, в 1902 г. по болезни уволен от должности ректора, а в 1903 г. назначен наместником Московского Чудова монастыря и 29 ноября того же года назначен епископом Аляскинским. За свое сочинение под заглавием: «Пастырское богословие в России за XIX век», И. удостоен советом Казанской духовной академии степени магистра богословия и утвержден в ней Св. Синодом. Но отзыву ректора академии еп. Антония, «в лице арх. И. пастырская наука нашла в России своего первого историка». Рецензент указывает ценность разработки взятой автором темы в двух сторонах: в значении книги о. И., как справочного руководства для занимающихся пастырскою наукою, руководства единственного и не оставляющего желать ничего лучшего, и как подготовительного соединения разрозненного материала для всестороннего и полного построения самого здания науки. По словам другого рецензента, э.-орд. проф. А. Попова, «автор первый из русских пасторологистов взял на себя труд изучить, осмыслить и осветить состояние и развитие науки пастырского богословия в России за XIX век. Он рассмотрел почти все выдающиеся сочинения по этой науке. Он указал для русских много пасторологических сочинений на иностранных языках». Но наряду с указанными достоинствами оба рецензента указывают и целый ряд недостатков труда о. И.: несамостоятельность основных воззрений, неполноту и неравномерность труда, недостаток объединяющей основной точки зрения, массу ненужного балласта и др. (отзывы см. в «Православном Собеседнике за 1902 г., приложение 3-е). Строгую, но справедливую оценку диссертации о. И. дает также проф. Н. К. Маккавейский в «Трудах Киевской духовной академии» 1899 г., декабрь. Представленное на соискание Макарьевской премии, сочинение еп. И. Святейшим Синодом было удостоено почетного отзыва (см. «Церк. Вед.» 1902 г., стр. 762). Тому же автору принадлежат: «Пастырское богословие» («Правосл. Собес.» 1900 г. I, 208–220); «Два пути» («Богословский Вестник» 1897, октябрь); «Дары земные небесному жителю» («Бог. В.» 1897, ноябрь); «Многое» и «единое», Лк.10:41, 42 («Бог. В.» 1898, октябрь), «Три искушения» – речь, Тверь 1901 г., и др.

С. В.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle