Источник

Иннокентий – имя 13 пап и 1 антипапы

Иннокентий – имя 13 пап и 1 антипапы.

1) Иннокентий I (402–417), родом из Альбано, был папой в смутное политическое время на Западе. Когда Аларих приближался к Риму, папа отправился к императору с просьбою о помощи и, таким образом, отсутствовал во время разграбления Рима. Он был искусным защитником притязаний римской кафедры как на Западе, так и на Востоке. Особенно способствовали успеху этих притязаний споры на Востоке, благодаря которым папа имел возможность выступать в роли посредника и последней инстанции в решении вопросов веры и церковной дисциплины. Хотя вмешательство его в дело Златоуста и не увенчалось успехом, однако оно возвысило его авторитет как защитника правды в глазах всего мира. В пелагианских спорах И. явился верховным судьей, подтвердив постановления Милевинского и Карфагенского соборов в 416 году. Точно также, он одобрил постановление Милевинского собора, по которому разведенные не имеют права снова вступить в брак. Римская церковь причислила его к лику святых. Пам. 28 июля.

См. Langen, «Geschichte d. röm Kirche bis Xystus», III, S. 665–741; Фаррар, «Жизнь и труды св. отцов», перев. А. П. Лопухина, изд. 2-е, прил. IV, стр. 40, т. II.

2) Иннокентий II (1130–43) – родом из Рима, в сане кардинала был представителем папы при заключении вормского конкордата, а затем был легатом во Франции. Как человек строгой жизни и опытный политик, он был избран 14 февраля 1130 года частью кардиналов в папы, тогда как другая часть избрала Анаклета II. Последний одержал победу в Риме, и И. принужден был отправиться во Францию, где за него действовал Бернард Клервосский. Благодаря отчасти его влиянию, отчасти прежним связям, он был признан Германией, Францией и Англией. Император Лотарь вместе с И. предпринял поход в Италию. Здесь И. короновал Лотаря в латеранском храме, так как собор ап. Петра был во власти Анаклета. Но, когда император ушел, И. не мог удержаться в Риме; он поселился в Пизе и собрал здесь в 1135 году собор, на котором проклял своего противника. Гораздо более, чем это проклятие, помогло И. красноречие Бернарда, который уговорил Лотаря предпринять вторичный поход в Рим и сам, придя в Италию, приобрел И. многих приверженцев. В 1136 году Лотарь пришел в Рим и изгнал Рожера, покровителя Анаклета, в Сицилию. В 1138 году Анаклет умер, а, избранный ему преемником, Виктор IV сам отказался от папского престола. Таким образом, И. сделался, наконец, главою церкви и получил возможность на 2 Латеранском соборе предать проклятию Рожера Сицилийского и предпринять против него поход. Поход этот кончился неудачно для И.: он был взят в плен Рожером и получил свободу только ценою торжественного признания Рожера королем Сицилии. Последний год жизни И. был омрачен смутами, производимыми в римском народе Арнольдом Бресчийским (см. Арнольд Бресчийск., I и Арнольдисты, I).

См. Delannes, «Hist. du pont. s. II», Paris 1741; I. Langen, «Gesch. d. r. Kirche v. Gr. VIII bis Ion. III», Bonn. 1893, s. 315 и след.

3) Иннокентий III a – антипапа при папе Александре III (см. Энц. I). Скоро попал посредством подкупа в руки Александра и был заточен в монастырь.

4) Иннокентий III б (1198–1216), прежде Лотарь граф Сеньи, родился в Ананьи в 1160 году, изучал право и богословие в Болонье и Париже и при своем дяде папе Клименте III играл видную роль в сане диакона-кардинала. При Целестине III он всецело посвятил себя научным занятиям, а по его смерти был избран папой и посвящен 22 февраля 1198 года. Богато одаренный, энергичный, не особенно стеснявшийся в средствах для достижения своих целей, И. вступил на папский престол с самыми широкими планами, клонившимися к устройству всемирной папской теократии и в течение своего правления успел осуществить их почти в полном их объеме. При нем папская власть достигла своего апогея. Спустя несколько месяцев после посвящения И., император Генрих VI умер. В марте 1198 года брат его Филипп Швабский был избран императором гогенштауфенами, а в июне Оттон IV вельфами. Папа стал выжидать исхода борьбы между ними, а сам все внимание обратил на Италию. Он добился того, что императорский префект в Риме стал его вассалом; право народа избирать сенаторов сделалось папской привилегией; и в других городах церковной области он поставил своих наместников, изгнав ненавистных итальянцам наместников императора, немцев. Скоро ему подчинилось и Сицилийское королевство. Правившая Сицилией, вдова Генриха VI Констанция, теснимая и немцами, и итальянцами, стала в вассальные отношения к папе и перед смертью (27 ноября 1196 года) назначила папу регентом королевства и воспитателем своего малолетнего сына Фридриха. Папа быстро подчинил своей власти прежних вассалов Генриха и усердно занялся воспитанием Фридриха. Теперь папа почувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы вмешаться в дела внеитальянских государств. Филипп II Август, король Франции, женившись на датской принцессе Ингебурге, скоро удалил ее и вступил в брак с Агнессой Меранской. Еще Целестин III протестовал против этого, но безуспешно. Когда представления И. остались без результата, он через легата Петра на соборе в Дижоне наложил интердикт на всю Францию. Богослужение прекратилось, народ возмутился, высшее дворянство взялось за оружие и Филипп Август вынужден был уступить, хотя и не сразу. Только в 1213 году Ингебурга была восстановлена во всех своих правах. В 1203 году папа через легата Петра Кастельского побудил установить строгие законы против альбигойцев (см. Альбигойцы, I) в южной Франции. Следующий год быль очень счастливым для И. Петр II Аррагонский, приняв в Риме из рук папы наследственную корону, признал свое государство вассальным владением св. престола. Иоанн Болгарский поставил себя и болгарскую церковь в зависимость от папы и был коронован папским легатом. Хотя папа и проклял сначала участников четвертого крестового похода за то, что они вместо Палестины отправились в Константинополь, но, когда Балдуин Фландрский сделался королем латинской империи, папа увидел в этом событии удобный случай для расширения сферы своего влияния и назначил в Византию латинского патриарха. В том же 1204 году он устроил крестовый поход в Лифляндию. В 1206 году папа признал незаконным брак короля леонского Альфонса IX с Беренгарией, дочерью короля Кастилии, близкой родственницей Альфонса. И. снял интердикт с владений Альфонса только тогда, когда Беренгария уехала к отцу, и в виде милости признал детей от этого брака законными. Когда Иоанн Безземельный избрал епископа Иоанна Норвича архиепископом Кентерберийским, папа посвятил в Риме на это место кардинала Стефана Лангтона. Так как Иоанн Безземельный не захотел принять кандидата папы, то отсюда возникла продолжительная борьба между папой и императором. Когда все церковные меры – интердикт на Англию, проклятие короля, разрешение подданных от присяги ему оказались недостаточными, папа склонил Филиппа Августа предпринять поход в Англию и Иоанн вынужден был уступить и не только признал папского кандидата, но и сам стал в вассальную зависимость от папы. В этом случае папа сделал ошибку, стоившую ему утраты власти над Англией. Возмущенное таким унижением, английское дворянство подняло восстание, результатом которого была так называемая «великая хартия вольностей». В том же 1208 г., в котором был наложен интердикт на Англию, в Германии произошла крупная перемена. Филипп Швабский, который стал брать верх над Оттоном и с которым папа стал предусмотрительно сближаться, был убит и во время новых выборов императором сделался Оттон. Он обещал папе полную неприкосновенность церковной области и был коронован в Италии в 1209 году. Но скоро он нарушил свое обещание и вторгся в папскую область. Папа применил к нему обычную меру – проклятие и, пока он был в Италии, начал деятельные дипломатические переговоры с целью подорвать его могущество. Союз Оттона с Филиппом Августом, благодаря стараниям папы, был расторгнут, лангобардские города папа склонил отложиться от Оттона и, наконец, уговорил немецких князей избрать на место Оттона нового императора – своего воспитанника Фридриха, что они и сделали в 1212 году. Находясь на вершине своего могущества, И. созвал в 1215 году четвертый Латеранский собор. Все христианские властители прислали своих представителей на этот собор, и число участников его превосходило 1500. На этом соборе было постановлено 70 правил. Содержанием большинства из них служит учение о главенстве папы и о происхождении всякой власти от власти папской. Светская и духовная власть обязывалась преследовать еретиков; евреев запрещалось обращать насильно, но предписывалось им носить особые одежды, не выходить на улицы во время страстной недели и не занимать никаких общественных должностей; запрещено было составлять новые монашеские правила, так что Франциск и Доминик, несмотря на благосклонное отношение к ним папы, не получили утверждения своих орденов. 16 июля 1216 года И. умер в Перуджии. И. вел воздержную, строгую и трудолюбивую жизнь. Несмотря на огромный труд, лежавший на нем по управлению церковью, он находил время для ученых занятий, часто проповедовал и очень сожалел, что не имеет возможности проповедовать еще чаще. Еще будучи кардиналом, он написал следующие сочинения: 1) о презрении к миру, или о бедствиях человечества, 2) 6 книг о евангельском законе и евхаристии и 3) О браке (De comtemptu mundi sive de miseria humanae conditionis, Myseriorum evangelici legis ac sacramenti eucharistiae libri sex, De quadripartita specie nuptiarum). Будучи папой, он написал переложение семи покаянных псалмов, несколько молитв и гимнов.

См. Brischar, «Papst Innocenz III und seine Zeit», Freiburg 1883; Langen, Op. Cit., s. 600–713; Герье, «Папа Иннокентий III», «Вестник Европы» 1892, №№ 1 и 2; Соловьев, «Ист. Р.», кн. I, 611, 843.

5) Иннокентий IV (1243–1254), прежде Синибальдо Фиески, граф из Генуи, при Григории IX был кардиналом и 25 июня 1243 года, по смерти Целестина IV, был избран папой. В наследство от своих предшественников он получил борьбу с императором Фридрихом II (см. Григорий IX, IV), которую продолжал с крайним ожесточением и полною неразборчивостью в средствах для победы над врагом. Сначала борьба была неудачна для папы. Спасаясь от императора, он бежал в 1244 году в Геную, а затем в Лион, где на соборе 1245 года проклял Фридриха. Фридрих ответил окружным посланием к князьям своей империи и христианским государям. Пока Фридрих оставался в Италии, папские послы выставили в Германии своих кандидатов на императорский престол – в 1246 году Генриха Распе, а по смерти его – в 1248 г. Вильгельма Голландского. И папа, и император нанимали убийц друг для друга. Папа поклялся уничтожить род Гогенштауфенов. И это ему почти удалось. В 1250 году умер Фридрих IV, а в 1254 г. сын его Конрад IV, и остался только один представитель этого несчастного рода 12-­летний Конрадин в Сицилии. Посланное папой в Сицилию войско было разбито Манфредом, побочным сыном Фридриха, а вскоре после этого И. умер. Все свои силы папа употребил на борьбу с германскими императорами, вследствие чего влияние папской курии во Франции при нем пало, а Англия оказывала открытое противодействие. Тем не менее, папе удалось лишить престола за безнравственную жизнь португальского короля Санчо II, и возвести на престол брата его Альфонса II, и отнять у шведского короля право избирать епископов. Во вновь крещенной Пруссии И. учредил 4 епископства и уступил немецкому ордену две трети завоеванных им земель. Архиепископом Пруссии, Лифляндии и Эстляндии он поставил Альберта Свербеера, с правом самому посвящать епископов во владениях ордена. Он считался знатоком канонического права и написал комментарий к декреталиям, собранным Григорием IX.

См. Wattenbach, Gesch. d. röm. Papstums, Berlin 1876, s. 203 и след. О сношениях Иннокентия с Александром Невским см. проф. E. Е. Голубинский, Ист. русск. ц., т. II, 1-я половина, стр. 81 и след., и Соловьев, Ист. России, кн. I, 806, 843 примеч. 1, 856.

6) Иннокентий V (с 21 февраля по 22 июня 1276 г.), прежде Пьер де Тарантэз из Бургундии; был генералом доминиканского ордена и архиепископом Лионским. В сане папы он возобновил сделанную Григорием X попытку соединить западную и восточную церкви (см. Григорий X, IV), но вскоре умер. Оставил комментарии на послания ап. Павла, несколько сочинений по церковному праву и комментарии к 4 книгам Петра Ломбарда.

См. Bourgeois, «Le bienheureux Inn. V», Paris 1899.

7) Иннокентий VI, (1352–1362), прежде Стефан Оберт, француз по происхождению, сначала профессор гражданского права и главный судья в Тулузе, затем епископ Нойонский, Клермонский, кардинал при Клименте VI. Перед его выбором кардиналы постановили ограничить власть будущего папы, обязав его раздавать земли в лен только с согласия двух третей кардиналов, не низлагать кардиналов без согласия коллегии и др. Это постановление подписал и Стефан, но, сделавшись папой, он тотчас отменил его, как ограничивающее данную от Бога папам власть. С целью возвратить Рим он отправил кардинала Альборноца в Италию. Альборноц действительно покорил Рим и именем папы короновал Карла IV, взяв с него предварительно обещание в тот же день оставить Рим. Впоследствии отношения между императором и папой ухудшились, но до разрыва дело не доходило. Изданная императором Золотая булла устраняла папу от вмешательства в государственные дела. Попытки папы вмешиваться в международные отношения с целью сохранения мира не всегда были удачны. Также неудачно окончилось вмешательство И. в дело развода Петра I Кастильского со своей женой. В последние годы жизни И. вступил в сношения с Иоанном Палеологом с целью соединения церквей, но смерть помешала его планам.

См. Нöfler, «Die Avignon Papste». s. 45, Wien 1871, Cerri, Iunocenzo papa VI, Τοrinο 1873.

8) Иннокентий VII (1404–1406), прежде Козимо Мелиорати из Сульмоны, был избран под условием как можно скорее примириться на каких бы то ни было условиях со своим авиньонским противником Бенедиктом XIII. С этою целью он созвал собор в конце 1404 г. в Риме, но собор не состоялся, так как папа вынужден был бежать из Рима в Витербо, спасаясь от восстания римлян. Когда Бенедикт прибыл в Геную, И. отказался вести с ним переговоры, подозревая, что истинною целью его прибытия был захват Рима, а не церковный мир.

См. Бенедикт XIII в Энц. II, 386 и Valois, «La France et la grand schisme d’occident», 2 t., Paris 1896.

9) Иннокентий VIII (1484–1492), прежде Джованни Баптиста Чибо из Генуи, избран был папой, благодаря интригам кардинала Ровера (впоследствии папа Юлий II). Безнравственность народа и клира достигли при нем высшей степени. Кардиналы открыто разбойничали, грабежи и убийства в Риме были постоянным явлением и вице-каммерленго на вопрос, почему преступники не наказываются, отвечал: «Бог не хочет смерти грешника, а хочет, чтобы он жил и платил». Сам папа имел восемь сыновей и восемь дочерей, за что получил название «отца отечества». Свадьбы его потомства открыто справлялись в Ватикане. С 1489 г. в Ватикане в качестве узника содержался брат турецкого султана Баязета II, Джем, за что султан платил папе ежегодно 40, 000 дукатов и даже в виде благодарности прислал наконечник копья, которым будто бы был пронзен Спаситель. В то же время, папа торжественно праздновал взятие Гранады, последнего убежища мусульман в Испании и затевал крестовый поход против турок. Внешнюю политику этот удивительный папа вел довольно успешно. В Англии он признал законным государем Генриха VII, победителя Ричарда III. Фердинанда Неаполитанского за отказ платить подати изгнал из Неаполя. В Германию он, пользуясь народным суеверием и сам разделяя его, послал двух инквизиторов, а затем в 1484 г. издал буллу «Summis desiderantes affectibus», в которой повелевалось преследовать колдунов и ведьм. Великим инквизитором в 1487 г. был утвержден Торквемада. Нельзя причислить И. к последователям возродившегося тогда неоплатонизма. Он осудил 900 положений, извлеченных из сочинений Пико делла Мирандола. Есть известие, что перед смертью он употреблял лекарство, приготовленное евреем из крови трех детей, но лекарство не помогло.

См. Pastor, «Geschichte d. Päpste», Freiburg 1895, S. 167–268.

10) Иннокентий IX (с 29 октября 1591 г. по 30 декабря того же года), прежде Антонио Факинетти из Болоньи, избран был папою 72 лет, благодаря влиянию Испании, за что в войне Испании с Францией принял сторону первой и оказывал ей денежную помощь. Хотел ввести благодетельные реформы в церковном управлении, но болезнь и смерть помешали его планам.

См. Ranke, «Die röm. Päpste in d. letzen vier Jahrhund.», 2 Bd., 6 Aufl., s. 149 и след.

11) Иннокентий X (1644–1655), прежде Иоанн Баптист Памфили из Рима, при Урбане VIII был кардиналом, а папою был выбран, по словам венецианского посланника, за то, что умело притворялся, мало говорил и ничего не делал. На папский престол он вступил уже стариком и получил прозвище папы в юбке, так как находился под неограниченным влиянием вдовы своего брата Олимпии Малдакини, отличавшейся необыкновенной жадностью к деньгам. За деньги отпускались преступники на свободу, разорялись монастыри, давалось отпущение грехов и т. п. Особенно много дохода дал «всемирный и величайший юбилей 1650 г.», на который папа приглашал весь мир. И. осудил 5 положений Янсения; против вестфальского мира он издал буллу «Zelo domus Dei», но времена неограниченного господства пап уже прошли, и булла не имела никакого действия.

См. Ranke, Ор. сit. III, S. 26 и сл.

12) Иннокентий XI (1676–1689), прежде Бенедетто Одескальхи из Комо, где обучался у иезуитов, а затем в Риме и Неаполе изучал право. Сначала хотел поступить в военную службу, но какой-то кардинал склонил его поступить в папскую курию. Достигнув сана кардинала, И. приобрел общую любовь римлян своею простотой, строгою жизнью и истинно христианским милосердием. Вступив на папский престол, он предпринял целый ряд реформ и проводил их с редкою решительностью и последовательностью. Прежде всего, он крайне ограничил расходы своего двора, благодаря чему хронические дефициты в папском бюджете исчезли. Затем он создал целую систему предписаний с целью исправить распущенные нравы духовенства и мирян церковной области и обратил особенное внимание на воспитание юношества. Он имел мужество открыто высказаться против могущественных иезуитов, осудив в двух буллах 65 положений, извлеченных из иезуитских учебников морали (напр., Вузенбаума, Эскобара). Продолжительную борьбу вынес И. с могущественным королем Франции Людовиком XIV. Людовик через собор 1682 г. создал правила, ставившие галльскую церковь почти в полную независимость от папы (см. Галликанизм, IV). В ответ на это папа отказался утвердить избранных королем епископов. Отмена Нантского эдикта, хотя и обрадовала папу, но отказ утвердить епископов остался в силе, а насильственных мер Людовика против гугенотов папа прямо не одобрял. Другим поводом к столкновению с Людовиком послужила отмена папой права убежища в домах иностранных посланников, стеснявшего деятельность папской полиции. Все государства согласились с этой отменой, но Людовик в 1687 г. отправил в Рим нового посла с войском, которое должно было охранять его прежние права. Папа проклял посла и наложил интердикт на ту церковь, куда он ходил, и посол должен был покинуть Рим. В ответ на это Людовик велел охранять папского нунция в Париже, как пленного, и угрожал совершенным отделением от Рима галльской церкви. Тогда папа прибегнул к старому средству – стал помогать противникам Людовика. Особенно важную услугу оказал он Австрии в борьбе ее с турками. В Кельне папа поставил враждебного Людовику архиепископа. Помогал ли папа Вильгельму Оранскому против Иакова II – вопрос спорный. Во всяком случае, папа не мешал ему, и венецианский посол был прав, когда сказал: единственным благом в Риме считают унижение Франции, безразлично, приносит ли оно пользу католикам, или еретикам. Папа не одобрил решительные меры Иакова II к окатоличению Англии. Такое благосклонное отношение папы к протестантству объясняется его планами воссоединить протестантов с p.-католическою церковью мирным путем.

Лучшее исследование об И. XI: Jammich, Papst Innocenz XI, Berlin, 1900.

13) Иннокентий XII (1691–1700), прежде Антонио Пиньятелли из Неаполя, с успехом исполнял обязанности нунция при нескольких дворах и при И. XI достиг большого влияния в сане кардинала и архиепископа Неаполя. Уже по смерти И. XI он был кандидатом на папский престол, но избран был Александр VIII, а два года спустя, обе партии кардиналов единогласно избрали Антонио за его кротость и деловитость. Уже выбором имени новый папа показал, что он будет действовать в духе И. XI. И действительно, его политика была продолжением политики И. XI, с тем различием, что была еще решительнее и последовательнее. Всех должностных лиц, получивших свои места за деньги, он низложил, возвратив им уплаченные ими крупные суммы. За свою широкую благотворительность он получил название «отца бедных». Средства для этого доставила ему его крайняя бережливость. Он задумал в корне уничтожить непотизм не только во время своего правления, но и на будущее время, и издал с этою целью буллу «Roman um decet Pontificem», которою запрещалось оказывать какое-либо предпочтение родственникам папы, сравнительно с другими просителями. Так же, как и И. XI, он много заботился о достойном поведении духовенства, о справедливости в судах, о воспитании детей. При нем окончилась начатая при И. XI борьба с Людовиком XIV. Стесненный коалицией целой половины Европы, Людовик пошел на уступки. Духовенство, участвовавшее на соборе 1682 г., вынуждено было просить прощения у папы и сам Людовик отменил свое распоряжение, чтобы постановления этого собора изучались в школах, как французское право. Несмотря на благосклонное отношение к Фенелону, папа осудил 23 положения, извлеченные из книги последнего «Explication des maxis des saints des sur la vie interieure».

См. Ranke, «Die röm. Päpste in d. letzen vier Jahrhund.», 2 Bd., 6 Aufl., s. 118 и след.

14) Иннокентий XIII (1721–1724), прежде Микель Анжело Конти из Рима, еще в должности нунция в Португалии имел столкновение с иезуитами и, сделавшись папой, запретил им миссионерствовать в Китае, так как они начали это дело без разрешения папы. Тем не менее, он подтвердил осуждение янсенистов. Он щедро поддерживал деньгами попытки сына Иакова II захватить корону Англии.

См. Ranke. Ор. сit., s.123. Существует русский перевод сочинений Ранке: «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях», 2 тома, Спб. 1864 и «Римские папы в последние четыре столетия», 2 изд., Спб. 1874, 2 тома.

С. Т.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle