Дюканж
Дюканж Шарль, справедливо считаемый французами отцом их историографии средних веков, род. в Амьене 1610 г.; рано обнаружил значительные дарования, которые развились благодаря тщательному воспитанию, под руководством его отца, в иезуитской коллегии родного города и в университете Орлеана, где он изучал право. Сделавшись казначеем в своем родном городе, он всю жизнь посвятил изучению средних веков. По мнению Байля, ни один ученый не может равняться с ним «в постоянстве труда, глубине исследований и обширности познаний». При своей скромности, он долго не хотел ничего из плодов своего труда отдавать в печать. Только в 1657 г. появилось первое его произведение: «История Константинопольской империи при французских патриархах». Несмотря на хороший прием, оказанный этому сочинению, только через восемь лет он опять выступил в качестве писателя. Но с того времени источник его литературной деятельности непрерывно изливался до самого конца жизни. С 1668 г., когда в Амьене свирепствовала чума, он переселился в Париж, который он уже не оставлял, потому что здесь находил все главные пособия для своих ученых занятий. Постоянно веселый и спокойный, ежедневно совершая прогулки, часто ради отдыха и упражнения занимаясь игрою в мяч, он безболезненно достиг 77-летнего возраста. Д. искал в научных занятиях почтенного и приятного времяпрепровождения. Он, обыкновенно, говорил: «Если работаю, то это просто из любви к работе, а не для того, чтобы причинить кому-либо досаду и менее всего себе самому». Это был человек редкого бескорыстия в сообщении плодов своих исследований, которые он часто передавал своим друзьям. Чтобы надлежащим образом оценить важность трудов Д. и его заслуги, нужно принять во внимание тогдашнее состояние знания средневековья во Франции. Эпоха Возрождения, с ее пристрастием к Риму и Афинам, была отнюдь не особенно благоприятна для изучения средневековья, равно как и периода реформации. Средневековые учреждения, потерпевшие при Ришелье столь коренные перемены, были почти неизвестны. Средневековая латынь и романский язык равным образом еще не находили разрабатывателей. Еще не существовало ни хронологии, ни нумизматики, ни археологии, ни палеографии и географии того времени.
Напечатанные и неизданные сочинения Д. обнимают не только всю историю средневековья в Европе, но касаются также и истории Франции, и особенно истории Византии. В этих областях он достиг важных результатов: и многими из его неизданных материалов пользовались новейшие ученые, выдавая их за плоды своих собственных изысканий. Два главных его сочинения – это два словаря: Mediae et infimae Latinitatis и Mediae et infimae Graecitatis. Оба сочинения представляют собою настоящие энциклопедии, одна для Византии, другая для латинского христианства, во всех отношениях их религиозно-церковных, политических и гражданских условий, помимо того богатого вклада, который оба эти творения внесли в знание обоих этих древних языков. В предисловии к Латинскому Глоссарию автор излагает историю латинского языка, в его распадении, и французского языка в его полном развитии. Эта необычайная работа проникла в публику следующими образом. Он говорил с некоторыми учеными о своем труде; они настойчиво просили его издать его в свет. Узнав об этом, к Д. явилось несколько книгопродавцев, которым он показал старый сундук, где, как он говорил, можно найти материалы для этого произведения. Но они нашли лишь кучу отдельных бумаг, и только при ближайшем знакомстве оказалось, что каждый клочок бумаги содержал в себе отдельную статью. Латинский Глоссарий появился в Париже, в 1678 г., в 3 том., во Франкфурте-на-Майне, в 1681–1710, в 3 том. Новейшее издание сделано Геншелем, в Париже, 1840–50. Это издание опять возобновлено в 1883–87, в 10 том. Греческий Глоссарий появился в Лионе, в 1688 г., в 2 том. Последнее его сочинение, законченное только после его смерти, есть издание «Пасхальной Хроники», Париж 1688, Венеция 1729.