Ильинский Николай Ильич
Ильинский Николай Ильич (1854–26 января 1897 г.) – священник, магистр богословия. И. был сын священника села Михайловского, Богородицкого уезда, Тульской губернии. Образование он получил в Тульском духовном училище (1862–66), затем в Тульской духовной семинарии (1866–73) и, наконец, в Московской дух. академии (1873–77), где окончил курс наук по существовавшему в то время церковно-практическому отделению со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний. В сентябре 1877 г. он был назначен преподавателем греческого языка в Таврической дух. семинарии, а 30 ноября 1881 г. был перемещен на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. 2 февраля 1879 г. был рукоположен во священника и последовательно занимал священнические места в церкви при Таврическом епархиальном женском училище, при детском приюте графини Адлерберг и при сиротском доме Фабра. За свои труды: 1) «Синтагма Матфея Властаря», исследование (1–239 стр., Москва, 1892) и 2) «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или алфавитная синтагма Матфея Властаря», перевод с греческого (стр. I–XI – 410 LII, Симферополь, 1892), И. был удостоен советом Московской дух. академии 18 марта 1898 г. степени магистра богословия. По отзыву проф. Н. А. Заозерского, «по тщательности и полноте изучения, всесторонности анализа, какому подверг автор избранный им предмет, исследование примечательное. Усвоив все незначительные, кой-где, спорадически в пролегоменах к изданиям или в курсах права брошенные в заграничной и русской литературе, сведения о М. Властаре, автор в своем исследовании шел по большей части своим путем, всецело погрузившись в изучаемый памятник канонического права. Труд, предпринятый автором и им осиленный, громадный». Как на недостатки исследования проф. Заозерский указывает на недостаточное знакомство автора с трудами Zachariae, Вiеner’a и Heimbacha, что повело к неправильным взглядам автора на некоторые вопросы. Проф. Корсунский, в общем, одобряя перевод Синтагмы, указывает и некоторые погрешности (см. А. П. Шостьин, «Магистерские диспуты», «Бог. Вестн.» 1893, июнь, 535–553; П. А. Заозерский, «Исследования в области русской науки канонического права», там же, июль, 155–161, «Протоколы заседаний совета Моск. дух. академии» за 1893 г., – ср. «Церковные Ведом.», 1893 г. № 7). Кроме упомянутой обширной магистерской диссертации от И. осталось несколько проповедей и речей, напечатанных в «Таврич. Епарх. Ведом.», и статья под заглавием «Очерк состояния духовно-учебных заведений в России в текущем столетии», напечатанная в «Таврич. Епарх. Ведом.» за 1880 г. и вышедшая затем отдельным изданием. Некролог его см. в «Церк. Вед.» за 1897 г.