Источник

Иллирик – римская провинция

Иллирик или Иллирия – римская провинция, упоминается ап. Павлом в послании к Римлянам, как граница его апостольской деятельности («μέχρι τοῦ Ἰλλυρικοῦ», Рим.15:19). Греки называли И. всю страну, находившуюся к западу от Македонии между Дунаем и Адриатическим морем. Римляне различали Illiria barbara – северная горная страна и Illiria graeca – приморская страна, заселенная греческими колонистами. Ап. Павел разумеет последнюю, наз. теперь Далматией (ср. 2Тим.4:10 и см. под сл. Далматия, IV). Здесь же проповедовали некоторые из 70 апостолов. В северной И. христианство распространилось позднее. В церковной истории восточный И. играл видную роль, как яблоко раздора между восточною и западною церковью, раздора, окончившегося разделением церквей. После разделения римской империи была образована иллирийская префектура, в состав которой входила вся нынешняя Сербия, Черногория, западная половина Болгарии, большая часть европейской Турции (Албания и Македония), вся нынешняя Греция и о. Крит. И. префектура была причислена к Западной империи. Понятно, что и в церковном отношении И. считали на Западе своею. Но в IV веке такая принадлежность к Западу не переходила еще в прямую зависимость от римского епископа. В эпоху Никейского собора главная кафедра И. – Фессалоникская занимала вполне самостоятельное положение и ее епископ был автокефальным экзархом македонского диоцеза, а в конце IV века и митрополитом всего И. Во второй половине IV века между И. и Римом стали уже устанавливаться тесные дружественные связи. Папа Дамаск в 370 и 381 гг. посылает в Фессалонику послания, впрочем, как к вполне самостоятельной церкви. С течением времени эти дружественные связи превращались в более крепкие узы. Фессалоникский епископ Анисий в конце IV века часто сносится с Римом и предлагает на усмотрение папы некоторые дела. Несмотря на то, что И. еще в 380 г. отошел большей своей восточной половиной в гражданском отношении к Востоку, папа Иннокентий I вскоре по своем вступлении на престол шлет послание к Анисию, в котором заявляет о своем согласии с предшественниками относительно пожалования Анисия правами высшего митрополита в И. Мало того, – 17 июня 415 г. Иннокентий формально возвел преемника Анисия Руфа в звание викария апостольского престола. Подчинению И. Риму способствовали и сами фессалоникийские епископы. С одной стороны, им желательно было получить церковную санкцию своих экзарших прав над всем И., не утвержденных ни одним собором; с другой, не надеясь сохранить свою самостоятельность, они предпочитали номинальную зависимость от далекого Рима действительному подчинению близкому Константинополю. Естественно, что в Константинополе не были довольны таким ходом дела и попытались прекратить «начавшие замечаться в И. новшества». В 421 г. 14 июля эдиктом Феодосия II предписывалось все дела в И. ведать местным собором, а в сомнительных случаях обращаться к епископу Константинополя, пользующегося «прерогативами древнего Рима» (Cod. Theod. XVI, 2, 45). Но эта попытка византийского правительства положить конец папскому владычеству кончилась неудачей. Папа Бонифаций обратился к фессалийцам с посланием, «исполненным угроз и порицаний» – красноречивою апологией прав папы над И. и заручился содействием западного императора Гонория. Благодаря его заступничеству пред слабохарактерным Феодосием, Бонифацию удалось не только парализовать действие неприятного закона, но и закрепить права Рима на И. новым, противоположным первому, эдиктом. При властолюбивом папе Льве номинальная зависимость И. от Рима превращается в действительную. Папа подводит свои отношения к этой области под одну мерку с отношениями к подчиненным Риму церквам Запада. Желание удержать за собою И. было главной причиной и упорного противодействия Рима определениям Халкидонского собора. Всеми мерами стремились папы истребить у епископов И. господствовавшие на Востоке взгляды на Константинопольского епископа, как на первого патриарха Востока. «Смешно даже и указывать, – писал, например, Геласий дарданским епископам, усомнившимся в его праве судить патриарха, – как на какую-то прерогативу, на то, что это епископ царствующего града.... Константинопольский епископ – это ничтожный лишь епархиот, подчиненный Гераклийскому митрополиту, и не более, как гнусный грабитель, преступно завладевший чужими привилегиями». В 531 г. сделана была вторая серьезная попытка подчинить И. Константинополю. В этом году патриарх Константинопольский Епифаний низложил Фессалийского митрополита Стефана и разрыв между Западом и Востоком не произошел лишь потому, что папу успокоили заявлением, будто в данном случае виноват не столько патриарх, сколько император. Попытка эта дальнейших последствий не имела, а затем византийское правительство даже формально признало зависимость И. от Рима. В 535 г. Юстиниан просил папу учредить новый викариат в своей родине – Юстиниане, которая была сделана резиденцией примаса нового церковного округа, состоявшего из Дакии средиземной и береговой, верхней Мизи, Дардании, Превалиса, второй Македонии и части второй Паннонии. В 545 г. существование здесь викариата подтверждено особой новеллой. Косвенно этим актом признавалась и зависимость Фессалоники от Рима. Этим была положена преграда вожделениям Константинополя и в течение целых двухсот лет попытки Константинополя подчинить своей юрисдикции И. не имели места. Конец папскому владычеству положил лишь император Лев III Исаврянин (716­–741), ожесточенный упорным противодействием пап его иконоборческим эдиктам, после того, как военная экспедиция в Италию для наказания папы окончилась неудачей. Когда мирные отношения между Константинополем и Римом восстановились, вернуть И. уже было нельзя. Политически Рим уже не принадлежал империи, и в Константинополе прямо заявили послам папы: раз вы от греческой империи отпали и предались на сторону франков, то и церковными правами в пределах нашего царства владеть вам совсем не подобает. Поэтому все попытки возвратить И., сделанные папами Адрианом I (772–795), Николаем I (858–867), Адрианом II (867-­872) и Иоанном VIII (872–882), успеха не имели. В средние века И. много страдал от постоянных войн из-за обладания им различных государств. Исчезло даже самое существование И., как политической единицы. В 1809 г. Наполеон на короткое время восстановил И. В состав «И. провинций» входили: округ виллахский, Крайна, прежняя австрийская Истрия, Фиуме, Триест и др., но в 1813 г. И. занят был австрийскими войсками и Венским конгрессом (3 авг. 1816 г.) уступлен был Австрии. После 1849 г. И. королевство (Königreich Illyrien) было разделено на три коронных земли: Каринтию, Крайну и Береговую землю (Герц-Градиска и Истрия).

Литература. Специального труда, посвященного истории И., на Западе не существует. Всего более относящегося к И. можно найти в трудах Фарляти и Колети, «Illiricam Sacrum», t. I–VIII, 1751–1819, Тильмона в его «Мемуарах», Гергенретера в его «Фотии», Лянгена в его «Истории римской церкви» и, наконец, Тафеля в его «Thessalonica». В русской литературе кроме небольших заметок в сочинении С. Предтеченского – «Развитие влияния папского престола на дела западных церквей», Казань 1891, существует основательное специальное исследование П. Лепорского: «История Фессалоникского экзархата до времени присоединения его к Константинопольскому патриархату», Спб. 1901, и его же статья: «Восточный Иллирик и его церковно-историческое значение» («Христиан. Чтение», 1901 г. 7, стр. 131–144).

С. В.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle