Источник

Иларий – имя четырех западных церковных писателей

Иларий – имя четырех западных церковных писателей. Из них

1) Иларий папа (461–468), происходил из Сардинии, 17 ноября 461 г. был избран римским епископом, преемником Льва I, и 19 ноября посвящен. Будучи архидиаконом Льва I, он присутствовал на разбойничьем Ефесском соборе 449 г. и энергично восставал против осуждения Флавиана, вследствие чего принужден был спасаться бегством от грозивших ему насилий. Как папа, он шел по следам Льва и настойчиво отстаивал притязания римской кафедры. В делах восточной церкви он принимал мало участия и его внимание главным образом было обращено на южно-галликанскую церковь, где он дал почувствовать свое могущество Мамерту Виеннскому. Он щедро поддерживал римские церкви и монастыри. Умер 28 февраля 468 г. Письма и декреты папы изданы Минем (Ser. Lat. LVIII, 11–32).

См. «Liber Pontificalis», ed. Mommsen, Berol. 1898, 107–111; Jaffe, «Regesta Pont. Roman.», Lips. 1875, 75–77.

2) Иларий – римский диакон. Иероним в диалоге против люцифериан (21, 26, 27) упоминает о римском диаконе Иларие, который, «как приверженец епископа Люцифера Каларийского, был отлучен от церкви и хотел применять к арианам вторичное крещение; свой взгляд он защищал в недошедших до нас книгах «о вторичном крещении еретиков». Секты он не составил. Он сопровождал Люцифера в 355 г. в Милан. Нельзя отождествлять его с Амброзиастом, так как Августия (Adv. Pelag. 4, 4, 7) не назвал бы святым приверженца Люцифера.

3) Иларий Пиктавийский (Pictaviensis), происходил из знатного семейства Аквитанской Галлии. Вырос в язычестве. Получил превосходное образование. Стремление к истине и знакомство со Священным Писанием сделали его христианином. Он крестился в половине IV века вместе с женою и дочерью и вскоре по единодушному голосу народа против своего желания был избран в епископа Пиктавии (Пуатьере). С необычайной твердостью духа он боролся со стремлениями императора Констанция сделать западную церковь арианскою, за что и получил название Афанасия Запада. На соборах в Арелате и Медиолане почти все западные епископы под давлением Констанция соглашались на осуждение Афанасия. Иларий написал письмо к императору, в котором горячо восставал против насилий в деле веры и просил за Афанасия, за что и был сам сослан императором в 356 г. во Фригию. Изгнание только послужило на пользу Иларию, так как здесь он имел возможность хорошо познакомиться с восточным богословием. С западной церковью он поддерживал живые письменные сношения. Здесь он написал книгу «о соборах» и главное свое сочинение «12 книг о Св. Троице» против ариан. Он участвовал на соборах Селевкийском 359 г. и Константинопольском 360 г. Императору он написал второе письмо, в котором предлагал вступить в открытое прение с арианами. Так как вследствие изгнания влияние Илария только усилилось, то Констанций в 360 г. вернул его на родину. По возвращении в Галлию, первым делом Илария было созвать собор в Париже, на котором он победоносно опровергал Сатурнина Арлесского. Не так удачна была борьба Илария с Авксентием Медиоланским, главой ариан в Италии. Иларий лично явился в Медиолан, но по приказанию императора должен был уехать оттуда. Умер Иларий в 366 году. На его богословские воззрения имели сильное влияние: Ориген, Ириней, Афанасий. Замечательны его экзегетические труды: толкование на Евангелие от Матфея и трактата о псалмах, в которых он придерживается аллегорического метода толкования. Сочинения Илария изданы Минем (т. IX и X).

Иностранная литература полно изложена в «Патрологии» Барденгевера, стр. 382; Филарет, «Историческое учение об отцах церкви», изд. 2-е, т. II, стр. 54–61; Фаррар, «Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви», изд. 2-е, т. I, 406–445; «Иларий Пуатьерский» в «Православном Собеседнике» за 1863 г.; В. В. Болотов, «Либерий, епископ Римский, и сирмийские соборы» («Христ. Чтение» за 1891 год).

4) Иларт Арелатский, родился в начале пятого века в Галлии. Он был родственником леринского аббата Гонората и по его убеждению в молодых летах вступил в Леринский монастырь. Когда Гонорат, с 426–429 бывший епископом Арелатским, умер, Иларий по его совету был избран ему преемником. Биографы высоко ценят его деятельность в качествах епископа. Как проповедник, он не следовал приемам модного красноречия, а говорил простою, понятною речью. Вынесенные из монастыря аскетические взгляды, он проводил и в епископстве: для своего клира он устроил общежитие по монастырскому образцу. Он был решительным противником учения Августина о предопределении и сумел охранить всю Галлию от увлечения августинизмом. В качестве епископа главного города Галлии он заявил себя ревностным защитником прав галльской церкви от притязаний Рима, что повело его к столкновению со Львом Великим. На Галльском соборе И. низложил одного Галльского епископа Хелидония. Тот апеллировал папе и папа принял апелляцию. Но И. не согласился с решением папы, и папа лишил И. приматства в Галлии, и вооружил против него императора Валентиниана II. Впоследствии между И. и Львом восстановились более мирные отношения. Из сочинений, приписываемых И., несомненно подлинна речь в похвалу Гонорату и незначительное письмо к Евхерию. Вероятно, ему же принадлежит «Metrum in Genesin». «Стихотворение о Промысле» ему не принадлежит. Изданы сочинения И. у Миня (Ser. Lat., t. L, 1213 и след.).

См. Bardenhewer, «Patrologie», Freiburg 1894, s. 489; Jungmann, «Instit. patrol.» II, 2, Innsbruck, 1896, S. 336.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle