Источник

Икона и иконопочитание

Икона и иконопочитание. Слово «икона» в церковно­-богослужебном и домашне-религиозном употреблении имеет вполне ясный и определенный смысл: оно обозначает собою истовое, по преимуществу живописное, изображение18, сделанное на полотне, на дереве или камне, лика Христа, Божией Матери, св. апостолов и всех, вообще, святых угодников Божиих, предназначенное служить нам в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на них изображен. Самый термин «икона» почти вполне сохранил свою первоначальную греческую форму – εἰκών, хотя он имеет и довольно точный русский перевод в слове «образ». Подобную параллель терминов «образ» и «икона» можно видеть в первой же главе кн. Бытия, в известном изречении о сотворении человека по «образу» Божию, по- гречески – κατ’ εἰκόνα (Быт.1:26).

Иконопочитание так же древне, как и само христианство; по крайней мере, происхождение первой иконы Спасителя, Его честного убруса, древне-церковное предание, записанное даже Евсевием, ведет от самого Иисуса Христа, пославшего Свой отпечатлевшийся на убрусе лик в дар царю едесскому Авгарю. Подобное же предание считает одним из первых иконописцев ев. Луку, оставившего несколько икон Богоматери (у нас – Владимирская). Однако нет сомнения в том, что на первых порах христианской истории, ввиду преследований и гонений на христиан, употребление икон было слабо развито, и непосредственная иконопись больше заменялась символическими и аллегорическими изображениями (якорь, феникс, павлин, агнец, добрый пастырь, рыба и т. п.). Но с течением времени, когда христианство лучше внутренне усвоялось и тверже становилось внешне, количество священных изображений фресковых, мозаичных и живописных начинало увеличиваться, а самые эти изображения стали яснее и определеннее. О существовании иконопочитания за первые три века, помимо красноречивых памятников катакомбной живописи, украшающих современные западноевропейские музеи, сохранился целый ряд веских свидетельств Тертуллиана, Минуция Феликса, Кл. Александрийского, Оригена и др. Но, собственно, процветание иконопочитания началось с эпохи Константина Великого, объявившего христианство господствующей, государственной религией. С этого времени началось усиленное храмостроительство, соединенное с заботливым украшением новосозданных храмов различными иконами. Особенную славу в этом отношении стяжали себе на Востоке византийские императоры – Константин Великий, со своей матерью Еленой, и Юстиниан, строитель знаменитой Константинопольской Софии – Премудрости Божией, на Западе же любовью к строению и благоустроению храмов прославился Павлин, еп. Ноланский, оставившей память о своей деятельности в дошедших до нас его стихотворениях и письмах. Из оо. церкви IV-VI в. по вопросу об иконопочитании писали: Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий Александрийский, бл. Иероним, Павлин Ноланский и мн. другие.

У нас, в древней Руси, первые иконы были принесены из Греции и вообще с Востока (корсунские, цареградские, иерусалимские и пр.); но затем, с половины XII в., начинают появляться у нас и свои, русские, иконописцы, из которых особенную известность приобрели: инок Алипий, монах Печерского монастыря (XII в.), и Андрей Рублев – из Троицкой лавры (XIV в.). Св. иконы, в особенности чудотворные иконы Богоматери, пользовались у нас величайшим уважением, так что каждый город и каждый удел ставил себя под покровительство той или другой святыни. Но отсюда же рождалось и удельное соревнование святынями, доходившее иногда до грубого оскорбления чужих святынь и храмов, а неумеренное преклонение пред своими, местными, иконами порождало то нежелательное явление, что, по свидетельству Большого Московского собора 1667 г., «неискусные люди своя си иконы боги именовали». Но русская церковь деятельно боролась с этим злом и на целом ряде соборов определенно выяснила свой правильный взгляд на это дело (соборы 1554, 1667, 1674, 1682 и др.). В синодальный период вопросу об иконописании серьезное внимание уделяет Духовный Регламент. В настоящее время руководством для иконописцев служат так называемые «Иконописные подлинники», изданные с одобрения Св. Синода академиком Солнцевым и составленные им на основании наиболее авторитетных византийских и древнерусских образцов.

Лучшим руководством по историп христианской иконографии служит труд нашего известного церковного археолога Н. B. Покровского. «Очерки памятников христиан. иконографии и искусства», второе, дополненное издание, Спб. 1900. В конце книги приложен богатый указатель иностранной и русской литературы.

А. Покровский

* * *

18

А также и «мозаичное», т. е. составленное из мелких разноцветных камешков; но всего менее скульптурное или резное, что будет, скорее, во вкусе р.-католичества, чем православия.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle