Источник

Идеализм

Идеализм – термин, имеющий различные значения и потому всегда требующий для себя пояснения. В теоретическом (или метафизическом) смысле имя идеализма носят учения, утверждающие приоритет и суверенитет духа над материей; в практическом (или этическом) смысле идеализм есть предпочтение высших благ и интересов низшим и блага общего (чужого) личному. Наиболее типичным выражением идеализма в древней философии является система Платона и утверждающиеся на ней учения неоплатоников (важнейший труд – Эннеада Плотина). Существует бытие истинное и вечное – мир умопостигаемых сущностей идей. То, что мы называем миром действительным, есть лишь несовершенная, неустойчивая, текучая материализация этих вечных и совершенных идей. Смысл этой теории можно пояснить простым примером. Положим, бездарный и посредственный художник созерцал произведение Фидия или Праксителя, у него запечатлелась идея высокого создания, но, когда он сам попытался осуществить ее – получилось нечто крайне несовершенное и жалкое. Так реальный мир относится к идеальному, как грубая копия школьника к великому сознанию гениального творца. Важно отметить, что в средние века платоновский идеализм носил имя реализма. Философы, утверждавшие, что существуют лишь индивидуальные вещи, а общие понятия суть только наши абстракции от единичных вещей, носили в средние века имя номиналистов; их противники, утверждавшие, что общие идеи обладают действительным существованием (universalia sunt realia), назывались реалистами. Очевидно, этот реализм есть то, что в древности и теперь называется идеализмом. По платоническому миросозерцанию материя существует, но только, пытаясь воплотить в себе духовную идею, она обезображивает ее. В новое время Берклей (1753 г.) дал идеалистическую систему, утверждающую, что материи совсем нет, а то, что мы называем этим именем, есть представление духа. Эти представления в конечных духах вызывает душа всех душ – Бог.

Метафизический идеализм Берклея смягчается гносеологическим (субъективным) идеализмом Канта (см.). Наши представления о вещах по Канту обусловливаются свойствами нашего познающего духа, а не соответствуют вещам, но за всем тем они предполагают бытие последних. Только наш дух непроницаем, в него ничего не может поступить извне и он не может выйти за пределы самого себя, – отсюда умопострояемый мир и мир действительный разобщены между собою и в сущности непохожи один на другой.

Эту теорию разобщности познающего духа и познаваемого мира (я и не-я, субъекта и объекта, мысли и бытия) пытался устранить идеализм абсолютный (Фихте, Шеллинга и Гегеля). С точки зрения Фихте бытие есть самополагаемая граница абсолютного я, с точки зрения Шеллинга объект есть лишь другая сторона субъекта, в первооснове они тождественны между собою, у Гегеля бытие есть мысль мысли – продукт мысли.

На смену идеализма абсолютного является идеализм, который можно назвать пессимистическим, – Шопенгауэра и Гартмана. Его весьма удобно выразить в терминах браманистической религии. Идеальное абсолютное есть лишь возможность бытия, его попытка перейти из возможности в действительность является причиною мирового процесса. Но этот переход чистого бытия, чистой потенции в реальное бытие есть процесс патологический, болезненный, потому что бытие есть страдание. Нормальным является процесс освобождения от бытия, возвращение в чистую потенцию.

Какие бы заблуждения ни содержали в себе частные идеалистические системы и к каким бы радикальным выводам ни приходили отдельные представители идеалистической философии, философский идеализм, во всяком случае, заслуживает уважения, как выражение высших благородных стремлений человека. Он содержит в себе отрицание довольства действительностью, заключающей в себе много дурного, злого и грубого, и он, в общем, содержит в себе веру в нечто высшее, в идеальное бытие. Философский идеализм не хочет успокоиться на подчинении человека царству материи и животным свойствам своей природы. Он не довольствуется градом, пребывающим здесь, но устремляется к граду иному, умопостигаемому.

Идеализм практический примыкает к философскому. Как и теоретический, он недоволен действительностью. Но с этим недовольством он соединяет веру, что ее легко перестроить и сделать приближающейся к идеалу. Такая вера предполагает собою и идеализацию действительности – высокую оценку потенциальных духовных сил человечества. В простой форме выражением такого идеализма и является утверждение, что природа человека добра, что люди сами по себе хороши, а только неблагоприятные обстоятельства заставляют их являться с непривлекательными и неморальными чертами. Ошибки в оценке положительных и отрицательных сил – высокая переоценка первых и низкая оценка вторых, – свойственные особенно идеалистически настроенной молодежи, приводят порою к печальным крушениям. Но как бы сурово грезы идеализма ни разбивались о реалистическую прозу жизни, только в них заключается возможность истинного счастья. Только при вере в возможность победы над злом и при действительном участии в борьбе с ним возможны разумная жизнь и действительные радости.

С. Глаголев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle