Зыряне
Зыряне, христианство у них. Зыряне вместе с пермяками и вотяками составляют особую группу финского племени, называемую биармскою или пермскою. В прежнее время они занимали весь северо-восток России, а ныне живут в восточной части Вологодской (Усть-Сысольском и Яренском уездах) и Архангельской губерний (Мезенском уезде), занимая обширный бассейн рек Вычегды с притоками, верхней и средней Печоры, так же с притоками, и верховья Ижмы и Мезени с Башкою. В обрядах и обычаях своих З. весьма скоро подчинились влиянию на них наших предков и теперь немногим чем отличаются от них в этом отношении, да и вообще, по словам Попова, недалеко то время, когда З. совсем обрусеют и имя их сделается достоянием истории. До 2-й половины XIV в. З. были язычники. В религиозной области у них много общего с нашими предками. З. также верили в леших, водяных, кикимор (существа, живущие в домах и причиняющие несущественные неприятности), домовых и суседков (первые живут в домах и добрые, а вторые – в хлевах и к скотине относятся различно), овинных, банных, колдунов, ведьм, порчу (как в существо в виде бабочки), орта (обитает в воздухе и у каждого человека свой, предвещает, между прочим, смерть, принимаясь ночью за занятие того человека, которому предстоит умереть). Божествами, собственно, зырянскими были Воипель и Золотая Баба. Воипель, судя по названию (от вой – ночной и пель – ухо) почитался как охранитель страны и, следов., как существо доброе. Напротив, Золотая Баба считалась божеством злым. В честь божеств строились кумирни, где, а также и просто под открытым небом, помещались их изображения, делавшиеся из дерева или камня. Божествам приносились жертвы, а также разные ценности, которые в этом случае вешались или на самих идолов, или подле них, или складывались в кумирнях. Посвящались, между прочим, божеству и деревья. Золотой Бабе при жертвоприношении намазывали рот и глаза кровью и при этом вопрошали о будущем. Есть основание думать, что З. верили и в загробный мир, который представляли, однако, мало чем отличным от настоящего.
История христианства у З., проповеданного им во 2-й половине XIV в., есть, вместе с тем, жизнеописание св. Стефана Пермского, который был просветителем З. Св. Стефан Пермский родился около 1345 г., был сын соборного причетника города Устюга и рано обнаружил блестящие способности и страсть к грамоте, которую и изучил так скоро, что не прошло еще года от начала его обучения, а он уже был канонархом и чтецом соборной церкви. Еще в ранних летах решив посвятить себя апостольской деятельности среди З., Стефан, для лучшей подготовки к этому святому делу, а также в видах собственного нравственного усовершенствования, в 1365 г. поступил в Ростовский монастырь Григория Богослова, где было много книг. Здесь он изучил греческий язык, составил зырянскую азбуку и переводил на зырянский язык наиболее нужные богослужебные книги. Посвященный затем в сан иеромонаха, он отправился (в 1378 или 79 г.) к З. Главным местом проповеди он выбрал большое зырянское селение при реке Выми – Усть-Вымь. На первых порах вняли его проповеди немногие, а большинство, руководимые своими волхвами, оставались глухи к ней и нередко даже грозили проповеднику, но кротость последнего и его убеждения в конце концов покорили сердца З. А когда затем св. Стефан, в целях большего воздействия на некрещеных, а также для укрепления веры уже крещенных, устроил против бедной кумирни великолепную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы «в начаток просвещения земли Пермския», а потом сжег, хотя и с опасностью для своей жизни, и самую кумирню, то З. стали креститься целыми массами. После этого Стефан построил в Усть-Выми еще две церкви – во имя Николая Чудотворца и архангела Михаила, поставив их на том самом холме, где стояла сожженная кумирня, а церковь архангела Михаила, в частности – на месте почитаемой З. березы, которую Стефан срубил собственными руками. Новообращенных Стефан ревностно наставлял в истинах христианства и обучал составленной им азбуке; из крещеных же он выбирал лиц и на священно-церковно-служительские должности, отправляя избранных для посвящения в соседние епархии. При этом Стефан ревностно продолжал переводить на зырянский язык богослужебные книги и переписывать их, привлекая к делу переписки и других16. Обеспокоенные большим успехом Стефана, волхвы, всячески противодействовавшие ему и нередко вступавшие с ним в спор, но всегда побеждаемые им, выдвинули теперь против него знаменитейшего между ними Пама. Но и последний был побежден. После продолжительного спора со Стефаном, Пам, с целью доказать превосходство своей веры, думая, что Стефан откажется, сам предложил ему пройти с ним сквозь огонь и воду (подо льдом в реке, от проруби до проруби). Но когда святой согласился на это, Пам отказался от своего предложения. Толпа хотела умертвить его, но Стефан остановил ее. После этой победы над главой всех волхвов христианство стало еще успешнее распространяться между З., тем более, что и Стефан начал действовать решительнее. Он во все стороны ездил с проповедью и везде уничтожал памятники язычества, кумирни и идолов, причем, находившиеся здесь ценные приношения, не брал себе, а так же истреблял, и таким бескорыстием своим еще более располагал к себе З. В 1383 г. Стефан получил посвящение в сан епископа Зырянского или, как он и его преемники назывались, Пермского. Утвердив кафедру свою по-прежнему в Усть-Выми, Стефан еще с большей ревностью принялся за прежнее дело и к концу своей жизни обратил в христианство весь зырянский край. С основанием епархии, когда уже не было надобности отправлять в соседние епархии для хиротонии предназначенных к священному сану, Стефан особенное внимание обратил на построение церквей и монастырей. Из последних, как основанных им, достоверно известны следующие три: Усть-Вымский Михаило-Архангельский, где Стефан и сам жил, и Спасо-Ульяновский на Вычегде со Стефановским на р. Вотчинке. Успеху проповеди Стефана в сане епископа много содействовали его благотворительность и заступничество за зырян. Во время случившегося у них голода, он раздавал им хлеб, делал большие ссуды и милостыни из архиерейской казны, испрашивал у великого князя прощение недоимок. В 1386 г. он ездил в Новгород с просьбой, чтобы вече обуздало грабежи новгородской вольницы по Вычегде, потом ездил в Москву просить великого князя об обуздании насилий и поборов чиновников. Он и умер в Москве во время поездки туда по церковным нуждам в 1396 г. Погребен был в церкви Спаса на Бору, где под спудом и теперь почивают мощи его. К лику святых причислен Макарьевским собором 1549 г. От св. Стефана осталось несколько написанных им икон и некоторые вещи. Ему приписывают обличительное поучение против стригольников (см.). Преемникам Стефана уже ничего не оставалось, как только укреплять З. в христианстве и содействовать им в лучшем усвоении его. Этому действительно они и посвятили свою деятельность: они почти непрерывно разъезжают по своей епархии с проповедью и строят церкви и монастыри. Такова именно была деятельность ближайших и, вместе, наиболее выдающихся преемников Стефана: Исаакия, Герасима, Питирима и Ионы (XV в.). Все они причислены к лику святых и мощи их почивают под спудом в общей гробнице в Усть-Выми. Из дальнейших преемников Стефана, как более или менее выдающихся, можно назвать Филофея, при котором составлена была служба св. Стефану и который первый чаще стал проживать в Вологде, чем в Усть-Выми, затем Никона, Пимена, Алексия, Киприана, Иоасафа, Макария. При последнем (во второй половине XVI в.) кафедра архиерейская навсегда перенесена была из Усть-Выми, в Вологду, где находится и теперь. В настоящее время З. – один из религиознейших инородцев. Они усердно стараются об увеличении числа храмов и часовен и усердно посещают те и другие, на перекрестках ставят кресты, первая убитая утка жертвуется священнику, часть добычи – в церковь. Но, вместе с тем, они несвободны вполне и от преданий языческих. Они продолжают еще верить в леших, водяных и т. п., а в некоторых особенных случаях – в праздники большие, во время бедствий – совершают даже, своего рода, жертвоприношение: закалывают около церкви животное, тут же варят его и едят. Есть между З. и раскольники.
Литература. Церковная история Голубинского, т. II, или «Чтения в Импер. Общ. истории и древностей российских», книга I, 1900 г.; Церковная история Макария, т. IV; Попов, Зыряне и Зырянский край (в «Известиях Импер. Общ. люб. естествозн., антропол. и этнограф. при Москов. унив.», 1874 г., т. ХIII, вып. 2) и «Мнение о происхождении зырян и очерк некоторых свойств их» («Волог. Губ. Вед.» 1848 г., № 23); «Сказание о Стефане Пермском» А. Μ., Спб. 1856 г.; Лыткин, «Зырянский край», Спб. 1889 г.; Шестаков, «Св. Стефан Пермский» («Известия и ученые записки Казанского унив.», 1868 г., вып. 1); Будрин, «Очерк истории Пермской епархии» («Пермские Епарх. Вед.» 1867 г., №№ 1, 2, 4 и 7); К–ъ , «Распространение и утверждение христианства в древней Пермии» (там же, 1868 г., №№ 6–11), Михайлов, «Усть-Вымь» («Волог. Губ. Вед.» 1850 г.), Энциклопедия Брокгауза, Географическо-статистический словарь Семенова (т. II), Словарь митроп. Евгения.
* * *
Зырянские богослужебные книги св. Стефана давно уже вышли из употребления, быв заменены славянскими. Дольше всего держался зыр. богослужеб. язык в Стефановской обители, где, как полагают, он имел место, хотя только отчасти, до половины XVIII стол.