Жизнь вечная
Жизнь вечная, ζωὴ αἰώνιος. (Дан.12:2). Понятие в. ж. не равнозначаще с понятием «бессмертие» (см. это слово). Тогда как бессмертие, означая лишь отсутствие смерти, конца существования, есть понятие отрицательное, в. жизнь есть понятие положительное. Применение понятия в. жизни к земному существованию, имеющему начало и конец, и к потустороннему, имеющему начало, показывает, что содержание понятия не есть лишь отрицание начала и конца в существовании, и частая замена слов «вечная жизнь» одним равнозначащим им словом «жизнь» (напр. Ин.3:36, 5:21; 1Ин.3:14, 15, 5:11, 12, 13 и др.) показывает, что центр тяжести понятия лежит в слове «жизнь», а не в слове «вечная». Вечная жизнь, таким образом, есть жизнь в собственном смысле, идеал жизни, жизнь полная и совершенная, а свобода от всяких ограничений времени, вечность, является уже выводом отсюда, который часто лишь подразумевается.
Богатое положительное содержание понятия раскрывается из употребления его в Ветхом и Новом Завете, причем из вопроса ветхозаветного книжника Основателю Нового Завета: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную» (Мф.19:16; Мк.10:17; Лк.10:25) видно, что оба Завета стоят на одной почве (Лев.18:5; Втор.30:19; Дан.12:2; Иез.20:11, 18:21; Авв.2:4; ср. Гал.3:11, 12; Пс.34:13; ср. 1Пет.3:10; Притч.5:15; 2Макк.7:9, 36). Хотя вечная жизнь приписывается и людям, но замена слов «вечная жизнь» словами «жизнь Божия» (Еф.4:18) показывает, что в строгом смысле вечная жизнь может быть приписана только Богу, Который один имеет жизнь в Себе (Ин.5:26, ср. Мф.16:16, 26:63; Ин.6:57, 69; Деян.14:15; 1Пет.1:2, 3; Откр.4:9, 10, 5:14, 15:7), а к несовершенным существам лишь постольку, поскольку они находятся в общении с совершенною жизнью. Кто находится в общении с Богом, тот обладает вечн. жизнью, тот жив (Ин.6:33, 54), так как у Бога все живы (Лк.24:5), а кто вне общения, тот и вне вечной жизни. Общение с Богом не одно из условий вечной жизни, а единственное условие, и вместе с ним даны все остальные (Мф.22:29–32). А так как согрешившее человечество может иметь общение с Богом только через своего Искупителя, Которому дано иметь в Себе жизнь (Ин.5:26, 6:57; 1Ин.5:11, 20), то вечную жизнь имеет только тот, кто имеет общение с Ним (1Ин.1:1–3, ср. Ин.1:4–18, 3:16, 36, 4:14, 6:31–35, 47–63, 10:28, 11:25, 14:6, 20:31; 1Ин.5:11, 13, 20, 3:14, 15; Рим.8:11, 12; 1Кор.15:45; Гал.2:20, Еф.2:5, 3:17; Кол.3:4), начальником жизни (Деян.3:15), живым камнем (1Пет.2:4, 5), кто пребывает в Нем, кто ест Его тело и пьет Его кровь (Ин.6:51, 53–56), кто верит в Него (Ин.3:16, 6:47) и в Пославшего Его (Ин.5:24), кто слушает слова Его (Ин.6:68) и знает единого истинного Бога и Посланного Им (Ин.17:3), кто исполняет возвещенные Им заповеди Отца (Ин.12:50).
Так как богообщение должно быть не последнею лишь целью человека, а его всегдашним непрерывным состоянием, то название «вечная» применяется как к настоящей, временной (Ин.6:40, 20:31), так и к будущей, бесконечной, жизни (Мф.25:46). «Верующий в Сына (уже здесь на земле) имеет жизнь вечную» (Ин.3:36). «Мы знаем, что (уже теперь) перешли от смерти в жизнь» (1Ин.3:14). Жизнь вечная получается раньше воскресения из мертвых (Ин.6:54). Вечная жизнь – это содержание общее и земной, и загробной жизни. Она является поэтому началом, объединяющим ту и другую, благодаря чему загробная жизнь служит продолжением земной, а разлучение от тела лишь переходом от одной к другой (Ин.5:24), а не смертью (Ин.11:26), переходом, в котором конец одной и начало другой совпадают. Начальность и конечность земной жизни и начальность загробной не противоречит вечности той и другой. Земная жизнь в вечной жизни неразрывно сливается с бесконечностью жизни загробной, поскольку та и другая жизнь состоит в общении с полной и совершенной жизнью, они становятся выше и вне всяких временных определений. Но общение с Богом не одинаково в земной и загробной жизни. Отсюда, название «вечная» имеет неодинаковый смысл по отношению к той и другой. Мы получаем вечную жизнь через Христа, но до явления Христа «мы умерли и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге», и только тогда, «когда явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе» (Кол.3:3, 4). Вечная жизнь проявляется, таким образом, только в жизни будущей и название вечной жизни приложимо к земной жизни лишь в силу связи ее с будущей жизнью, лишь постольку, поскольку она служит приготовлением к жизни будущей. Сама же по себе земная жизнь есть переход к вечной жизни, постепенное умирание старой жизни. Но это постепенное умирание есть, в то же время, нарождение новой жизни и последний момент этого – умирание, физическая смерть, – есть рождение в новую жизнь. Все зависит, таким образом, от точки зрения. Если рассматривать земную жизнь вне связи с жизнью будущей, то она является смертью (Кол.3:3), тлением (φθορᾶς, – Рим.8:21), если же рассматривать в связи с будущей жизнью, как рождение в будущую жизнь, как ее начало, то она является жизнью вечной.
Вполне последовательно последняя точка зрения проведена только у св. апостола Иоанна Богослова. У апостола же Павла, как и у других новозаветных писателей, жизнь вечная есть синоним жизни будущей (1Тим.4:8) и настоящей жизни свойственна лишь надежда вечн. жизни (Тит.1:2, 3:7, – ср. Иуд.21). В святоотеческой литературе вечность также обычно приписывается только будущей жизни. Такое словоупотребление мы встречаем у Иринея, Тертуллиана, Августина, Василия В., Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др. В Никейском Символе высшее благо христианского чаяния означено не обычным в Священном Писании – жизнь вечная, а более редким, но более точным термином – «жизнь будущего века». Но в святоотеческой литературе встречается наименование вечной и земной жизни, напр., у Ефрема Сирина, Макария Египетского, Иоанна Златоуста и особенно у Климента Александрийского. Основываясь на изречениях апостола Иоанна и широко пользуясь результатами греческой философии, он развивает учение о настоящей жизни христиан, как жизни вечной. Исходя из мысли Аристотеля и стоиков о тождестве вечности и совершенства, он доказывает, что жизнь христианская, как жизнь совершенная, есть жизнь вечная с самого крещения – рождения в совершенную жизнь. Христианская жизнь, как жизнь совершенная, есть уже данная полнота всего, и в ней поэтому не может быть никакого недостатка, ничего такого, что должно бы отнести к будущему, а все дано в настоящем, даже воскресение уже дано в этой жизни в вере (Clem. Alex., Paedag. I, p.41, 60 sylb., Strom. VII, p.300).
Литература. Herzog, Real-Encyclopädie, II Aufl., В. VIII – ст. Guder’a, III Aufl., В. ХI – Köhler’a; G. Teichmuller, Geschichte der Begriffs der Parusie, s. 125–163; eп. Феофан, Начертание хр. нрав., стр. 33–39; apx. Cepгий, Православное учение о спасении, стр. 94–145; его же, Вечная жизнь, как высшее благо; Олесницкий, Время и вечность, в «Чтениях Общества люб. дух. просв.», 1887 г. № 6–7; Вечная жизнь, из бесед Берсье, в «Христ. Чтении» 1878 г., II; Жизнь будущего века, «Хр. Чт.» 1854, II; 1857, I; Размышление о вечности, из бесед прот. И. Μ. Богословского-Платонова, «Хр. Чт.» 1871, I.
Сергей Троицкий