Источник

Ефрем преп. архимандрит, Новоторжский чудотворец

Ефрем преп. архимандрит, Новоторжский чудотворец, – первый подвижник из иноков на Руси. Родом венгерец; родился во 2-й половице X века; кто были его родители – неизвестно. В конце X века он вместе с братьями своими Моисеем и Георгием прибыл из Венгрии в Россию. Здесь он, вместе же с братьями, поступил на службу, к сыну князя Владимира – Борису, княжившему тогда в Ростове. В сане боярском он состоял конюшим при князе и служил ему верную службу. После убиения кн. Бориса Святополком (Окаянным) на берегах р. Альты, преп. Е. оставил службу при дворе княжеском и принял подвиг странноприимства. На месте убиения князя Бориса он отыскал главу своего брата Георгия, в мужественной защите князя пожертвовавшего своею жизнью, взял ее с собою и удалился в северные области России. Здесь близ нынешнего г. Торжка – Нового Торга, куда в то время съезжались для меновой торговли новгородцы, псковичи и разные инородческие племена, в местности тогда малонаселенной и полуязыческой, он поставил странноприимный дом и с радостью служил в нем, как последний раб, всякому страннику и пришельцу. 12 лет подвизался он в странноприимстве, своею святою, самоотверженною и бескорыстною жизнью весьма много содействуя распространению веры Христовой во тьме местного язычества, потом принял на себя более трудный подвиг – иноческий. Пострижение в иночество он принял, вероятно, в Новгороде, к области которого принадлежал тогда Торжок; тогда же, вероятно, он испросил у новгородского архиепископа разрешение построить храм Божий во имя только что прославленных в то время церковью св. благоверных князей Бориса и Глеба и обитель при нем. В 1038 г., на правом берегу реки Тверцы, на возвышении, недалеко от того места, где стоял странноприимный дом, препод. Е. построил каменный храм и основал при нем монастырь, и ныне существующий с наименованием «Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря». Устрояя монастырь внешне и внутренне, преп. Е. для братии его сам служил примером во всем: в труде, молитве, посте, бескорыстии, незлобии и любви к ближним, и слава святой жизни его привлекала к нему много учеников и последователей. Из учеников его особенно прославился святою жизнью Аркадий преп. (см. о нем «Прав. Богосл. Энцикл.», т. 1). За высокие христианские добродетели свои преп. Е. был поставлен в своей обители архимандритом; до кончины своей он никогда не оставлял церковного богослужения и не изменял своего монашеского правила. Скончался преп. Е. 28 января 1053 года в глубокой старости и погребен был в созданном им храме, в каменном гробе, иссеченном его же руками. Согласно завещанию преподобного, с ним же во гроб была положена и, хранимая им у себя тайно, глава брата его Георгия. Нетленные мощи преп. Е. и с главою брата его были открыты спустя более 500 лет после кончины его – в 1572 году, в царствование Иоанна Грозного. Построенный преп. Е. храм простоял более 700 лет; в 1784 году, по крайней ветхости, он был разобран и на его месте построен ныне существующий, в котором открыто и почивают, в богатой серебряной раке с великолепной бронзовой сенью, мощи преподобного с главою брата его. Память преподобного празднуется 28 янв. (день кончины) и 11 июня (день обретения и перенесения св. мощей). Древнее житие его (от XIII века), взятое в 1315 году в Тверь, сгорело там во время одного из пожаров. Не сохранилось также житие преподобного, составленное и архимандритом Мисаилом, при котором были открыты мощи преп. Е. В настоящее время имеется в монастыре три жизнеописания преподобного, писанные полууставом в конце XVII столетия; одно из них со службою преподобному, которая, в исправленном виде и с кратким жизнеописанием преподобного, была напечатана в 1774 г. и доселе употребляется при богослужении во дни памяти преподобного. Отпечатан также и особо составленный акафист преподобному. Кроме общих сочинений о житиях русских святых, о преп. Е. см. в сочин. священ. И. Колосова, «Новоторжский Борисоглебский монастырь», Спб. 1890 г., а также сочин. неизвестного автора – «Преподобные Е. архимандрит и Аркадий, ученик его, Новоторжокие чудотворцы», Тверь 1895 г.

Е. Ливотов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle