Епифаний, св. архиепископ Кипрский
Епифаний, св. архиепископ Кипрский, родился (в нач. IV в.) в деревне Безандорке близ Елевферополя в Палестине, от бедного еврейского земледельца; по смерти отца, оставшись 10-летним сиротой, был усыновлен еврейским законоучителем Трифоном, богатым жителем Ликии, который оставил ему по себе все наследство, а по его смерти Епифаний был наставлен в вере христианской и крещен иноком Лукианом. Первые подвиги монашества он начал в Египте и по возвращении в Елевферопольский округ основал собственную обитель, в которой состоял игуменом. Сделавшись пресвитером, он много помогал Елевферепольскому епископу в борьбе с арианами. Предпринимал путешествие на Восток для обращения огнепоклонников-персов. За свою благочестивую жизнь пастырями кипрской церкви был избран в епископа города Саламина (367 г.), который был митрополией всего острова Кипр; вступив на престол святительский 60-ти лет, он управлял церковью 36 лет, вел чрезвычайно деятельную жизнь и принимал горячее участие в богословских спорах своего времени, путешествовал в Иерусалим, Рим и Константинополь, присутствовал на соборах в Антиохии 376 и Риме 382 г. и преставился на корабле на пути из Константинополя, в глубокой старости, на 96 году жизни, в 403 году, погребен в Кипре 12 мая. Св. Епифаний был ревностным поборником истинной веры и за православие готов был жертвовать всем, даже и самою жизнью. Бл. Иероним, лично знавший его, говорит, что он знал языки еврейский, сирский, греческий и латинский, и неустанно трудился в области дух. литературы. Главные сочинения Е. – Анкорат (Якорь веры) и Панарий (Домашняя аптека). В Анкорате содержится изложение учения о единосущии божественных Лиц, о воплощении Христовом, о воскресении мертвых, о вечной жизни и суде, с опровержением разных еретических возражений. А в Панарие содержится история и опровержение ересей 20 предшествовавших Рождеству Христову и 80 христианских. Для истории ересей эти сочинения навсегда останутся богатым источником сведений. Пам. его 12 мая. Жизнеописание его, написанное одним его другом и последователем под именем Полибия, как и его творения, были изданы в Париже в 1822 г. в двух томах.
Лучшее издание его творений есть издание Diendorf’a, Лейпциг 1859–61, в 5-ти томах. Некоторые из творений Епифания переведены на русский язык.