Источник

Ектения

Ектения. Ектениею, от греческого «ἐκτείνω» – протягиваю, называется ряд молитвенных прошений о разных лицах и предметах, – прошений, обнимающих все существенные нужды и потребности христианской жизни. Название Е. усвоено им ввиду усердного возношения их верующими. «Слушая, говорит Иоанн Златоуст, как диакон повелевает: «помолимся о епископе, о старости и заступлении его, о находящихся здесь и живущих повсюду», не отказывайтесь исполнять это повеление, но с усердием (έκτενώς) возносите молитву. Вам предоставлено молиться и о вселенной, и о церкви, распространенной до концов земли, повелевает творить эти молитвы служащий при них (диакон), и вы повинуйтесь этому с усердием» (2-ая беседа о неясности пророчеств). Как видно из приведенных слов, а равно и другого замечания Златоуста: «усердно помолимся – относится не к священникам только, но и к народу», Е. были общими молитвами всех присутствующих в храме, а наглядным доказательством участия в них всех и каждого служило то, что каждое из возглашений диакона сопровождалось прошением народа: «Господи, помилуй» (Апостольские Постановления VIII кн. гл. 5). О том же самом свидетельствует и Афанасий Великий. «Когда, пишет он в апологии к императору Констанцию, возносилась молитва: помолимся о спасении благочестивейшего Августа Констанция, то весь народ тотчас в один голос восклицал: Христос да поможет Констанцию». Если Е. – общие молитвы верных, то следы их существования можно находить еще во II ст., – в описанной Иустином мучеником литургии. «Мы, замечает он в 65 гл. 1-ой апологии, ведем новокрещенного к так называемым братьям в их собрание для того, чтобы с усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном, и о всех других, повсюду находящихся». От четвертого века мы имеем изложение Е. в VIII кн. Апостольских Постановлений, в известном памятнике «Testamentum Domini nostri Jesu Christi», в сочинениях Василия Великого и Иоанна Златоуста. Представляя поразительные черты сходства с современными, они отличаются от них обилием прошений. В современном уставе Е. различаются четырех видов: великая, малая, сугубая и просительная. Великая Е. состоит из одиннадцати прошений, от чего и получила свое название. Малая Е. состоит из двух прошений. Как начинающиеся прошением: «Миром Господу помолимся», они называются мирными. Е. сугубая, начинающаяся словами: «Рцем вси» (на литургии и великой вечерне), или: «помилуй нас, Боже» (на вседневной вечерне и на всякой утрени, кроме утрени в великую субботу), называется так потому, что на ней «Господи, помилуй» поется трижды. В этой Е. мы просим Бога только о помиловании, потому что, как осужденные и постоянно оскорбляющие Его своими грехами, не смеем молить о чем-либо другом. Просительная Е. содержит шесть прошений и отличается по своему содержанию от прочих Е. тем, что в ней мы испрашиваем у Господа благ духовных. Каждое ее прошение заканчивается словами: «у Господа просим», а лик заключает: «подай, Господи».

А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle