Екклесиаст
Екклесиаст – название ветхозаветной библейской книги, которая в русский Библии помещается среди Соломоновых книг, а в евр. Библии – между «Плачем Иеремии» и книгой «Есфирь». Название это есть греческий перев. евр. слова «Когелет» (от кагал), что означает проповедника в собрании; поэтому и в русской Библии книга называется «Екклесиаст или Проповедник». Книга эта, кроме подлинника, сохранилась во многих древних переводах, свидетельствующих о ее популярности. Автором ее с глубокой древности признается, как в еврейском, так и в христианском предании, царь Соломон. Хотя имени его буквально и не значится в книге, но лицо, символически принимающее на себя имя Е., называет себя сыном Давидовым и заявляет, что он царь Иерусалимский, а в заголовке сирийского перевода прямо стоит: «книга Когелета, т. е. Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского». Это древнее предание было поколеблено в XVII веке Гроцием, который высказал сомнение в ее принадлежности Соломону. Сомнение было подхвачено и обосновано целым рядом последующих протестантских ученых, которые уже решительно отрицали подлинность этой книги. Поколебались мнения и касательно времени написания книги, расходясь между собою не менее как на восемь столетий. Так, Нахтигалль относит ее ко времени между Соломоном и Иеремией (975–588 гг. до P. X.), Шмидт и Ян к 699–588, Делич к 464–332 гг., Гитциг к 204, а Грец к царствованию Ирода Великого. Основанием для сомнений в подлинности книги Е. служат внешние и внутренние ее признаки, будто бы не соответствующие духу времени Соломона. Там встречаются иностранные – иранские и арамейские – слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне; вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах; но эти признаки не дают достаточного основания для сомнения в подлинности книги. Иностранные слова легко могли войти в употребление у Соломона, любившего все иноземное и поддерживавшего деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами. Бедствия в книге Е. изображаются такие, которые неразлучны вообще с жизнью человечества, даже в самые блестящие периоды его благоденствия. Отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона. По иудейскому преданию, Соломон написал эту книгу в старости, как книгу «Песнь песней» написал в юности. Мы видим в Е. престарелого мудреца, который в течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного и из груди которого вырывается глубоко трагическое восклицание: «суета сует, и все суета и томление духа». Это девиз всей книги, поднимающейся иногда до замечательной высоты поэтического одушевления. Недаром она всегда была любимым чтением для всех, многое переживших и испытавших. Книга состоит из ХII-ти глав. Заключительные ее слова: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».
См. Μ. Олесницкий – Книга Екклесиаст, опыт критико-экзег. исследования, Киев 1873 г.
A. Л.