Источник

Екатеринославская епархия

Екатеринославская епархия

I. Исторический очерк. – Епархия учреждена 9 сентября 1775 г. в составе новооткрытых тогда губерний Новороссийской и Азовской, именовалась Славянскою и Херсонскою, кафедра была в Полтаве; в 1783 г., с присоединением Крыма, переименована в Екатеринославскую и Херсонско-Таврическую; в 1798 г. кафедра перенесена в Новомиргород и епархия наименована Новороссийскою и Днепровскою в 1803 г. переименована в Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую, кафедра перенесена в Екатеринослав; наконец, по выделении херсонской епархии, 9 мая 1837 года наименована Екатеринославскою и Таганрогскою. В первое время епархия обнимала собою огромное пространство земли. В 1795 г. от нее значительная часть отошла в новую епархию Подольскую и Брацлавскую, в 1799 г. – Слободско-украинскую (Харьковскую) епархию, в 1803 г. – в Полтавскую, в 1813 г. – в Кишиневскую. Первым архиереем был

1) Евгений (Булгарис), греко-болгарского происхождения, получивший образование в Падуанском университете; в сане иеродиакона был катехизатором греческой церкви в Венеции, ректором Янинской гимназии, затем ректором школ на Афоне, потом ректором патриаршей гимназии в Константинополе, с 1763 г. путешествовал по Европе с научными целями, в 1771 г. прибыл в Россию и 1 октября 1775 г., в Николаевском греческом монастыре в Москве, в присутствии Екатерины II, хиротонисан в архиепископа Славянской епархии. 5 мая 1779 г., «по любви к уединенно и научным занятиям», вышел на покой в Александро-Невскую лавру, где и скончался 27 мая 1807 г., на 91 году жизни («Странник» 1867 г. VII). За ним следовали преосвященные:

2) Никифор (Феотоки), архиепископ, 6 августа 1779 г. хиротонисан в Преображенском соборе в Петербурге в присутствии государыни, 28 ноября 1786 г. перемещен в Астрахань (см. очерк Астраханской епархии).

3) Амвросий (Серебренников); по окончании курса Московской славяно-греко-латинской академии был учителем и префектом ее, с 1782 г. – ректором Новгородской семинарии, в 1784 г. хиротонисан во епископа Олонецкого, 28 ноября 1786 г. назначен архиепископом Екатеринославским; 22 декабря 1789 г. получил звание местоблюстителя Молдовлахийской экзархии, в 1790 г. назначен членом Св. Синода, по случаю турецкой войны оставил епархию, в 1792 г. вернулся в Полтаву, где в 1792 г. и скончался, погребен в Крестовоздвиженском монастыре.

4) Гавриил (Банулеско-Водони), из бывших митрополитов Молдовлахийских, назначен 10 мая 1793 г. на Екатеринославскую кафедру, 29 сентября 1799 г. назначен в Киев (о нем см. особо).

5) Афанасий (Иванов), архиепископ, 1 октября 1799 г. переведен из Воронежа (см. очерк Воронежской епархии);. скончался 18 августа 1805 г., погребен в Самарском Николаевском монастыре.

6) Платон (Любарский), архиепископ, переведен из Астрахани (см. очерк Астраханской епархии) 18 августа 1805 г., скончался 20 октября 1811 г., погребен в Самарском Николаевском монастыре.

7) Иов (Яков Петрович Потемкин), из дворян Смоленской губернии, образование получил в сухопутном кадетском корпусе, из офицеров, постригся в 1779 г. в Молдавии, с 1785 г. был игуменом и архимандритом Успенского Городищенского монастыря Молдовлахийской епархии; 27 февраля 1793 г., в Киеве, хиротонисан во епископа Феодосийского, викария Екатериносл. епархии, 13 мая 1796 г. назначен архиепископом Минским, 7 февраля 1812 г. переведен в Екатеринослав, где и скончался 23 марта 1823 г., погребен в Самарском Николаевском монастыре (С. Г. Рункевич, «История Минской архиепископии с подробным изложением хода воссоединения западнорусских униатов с православною церковью в 1795–1796 гг.», Спб. 1893).

8) Феофил (Татарский), по окончании курса в Харьковском коллегиуме был с 1789 г. священником, в 1803 г. постригся и назначен игуменом Корельского Николаевского монастыря Архангельской епархии, затем был архимандритом Новгородского Вяжицкого монастыря, с 1813 г. ректором Черниговской семинарии, с 1818 г. настоятелем Донского монастыря в Москве, с 1819 г. епископом Оренбургским, 19 мая 1823 г. переведен в Екатеринослав, в 1826 г. получил архиепископство, 15 октября 1827 г. уволен на покой в харьковский Куряжский монастырь, где и скончался 14 ноября 1830 г.

9) Онисифор (Боровик), по окончании курса Могилевской семинарии был священником, овдовев – поступил в армейское духовенство, переведен 28 ноября 1827 г. из Вологды (см. очерк Вологодской епархии), скончался 20 апреля 1828 г., погребен в Самарском Николаевском монастыре.

10) Гавриил (Розанов), костромич, из Московской дух. академии, в 1811 г. принял монашество, был префектом и с 1814 г. ректором Вологодской семинарии, в 1820 г. назначен настоятелем Толгского монастыря, 18 сентября 1821 г. хиротонисан во епископа Орловского, 22 мая 1828 г. переведен в Екатеринослав, в 1834 г. получил архиепископство, 9 мая 1837 г. переведен в Херсон, затем был в Твери и скончался на покое в Желтиковом монастыре 8 сентября 1858 г.

11) Анастасий (Алексей Ключарев), сын священника Архангельской епархии, по окончании курса семинарии был учителем семинарии и священником, в 1810 г. принял монашество, в 1820 г. получил архимандритство, в 1828 г. назначен настоятелем Трегуляева монастыря, в 1829 г. ректором Тамбовской семинарии, 10 марта 1834 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, 22 мая 1837 г. переведен в Екатеринослав, а 14 апреля 1838 г., по слабости зрения, уволен на покой в Троице-Сергиеву лавру, в 1843 г. перешел в Сийский монастырь, Арханг. еп., где и скончался 22 марта 1851 г.

12) Иннокентий (Александров), родом из Астраханской епархии, магистр Петербургской дух. академии, с 1819 г. был профессором Новгородской семинарии, в 1820 г. постригся и с 1821 г. был ректором Смоленской семинарии, 19 мая 1832 г. хиротонисан во епископа Слободскоукраинского (Харьковского), в 1835 г. переведен в Иркутск, 23 апреля 1838 г. в Екатеринослав, 19 августа 1853 г. уволен на покой в харьковский Куряжский монастырь, где и скончался 30 марта 1869 г.

13) Леонид (Александр Васильевич Зарецкий), сын священника Калужской епархии, по окончании курса академии, в 1827 г., постригся, затем был учителем Новгородской, инспектором и ректором Смоленской и Могилевской семинарий, 10 января 1843 г. хиротонисан во епископа Старорусского, в 1850 г. переведен в Кострому, 19 августа 1853 г. – в Екатеринослав, 14 ноября 1864 г. уволен на покой в Рязанский Ольговский монастырь, скончался 3 декабря 1885 г.

14) Платон (Павел Троепольский), сын причетника Московской епархии, магистр Московской академии, с 1845 г. был профессором Подольской семинарии, в 1851 г. постригся, затем был учителем Киевской, инспектором Полтавской и Харьковской и ректором Владимирской и Петербургской семинарий; 13 декабря 1864 г. хиротонисан во епископа Екатеринославского, 21 августа 1868 г. переведен в Томск.

15) Алексий (Александр Новоселов), сын диакона Тверской епархии, магистр Киевской академии, с 1841 г. был учителем Полтавской и Тверской семинарий, в 1848 г. пострижен и был инспектором Подольской и ректором Подольской и Владимирской семинарий, 22 марта 1867 г. хиротонисан во епископа Томского, 21 августа 1868 г. переведен в Екатеринослав, 23 июня 1871 г. назначен членом московской синодальной конторы, скончался 26 февраля 1880 г.

16) Феодосий (Макаревский), назначен 23 июня 1871 г. из епископов Острогожских (см. очерк Воронежской епархии), скончался 5 февраля 1885 г.

17) Августин (Гуляницкий) – с 14 декабря 1891 г. (о нем см. особую статью); скончался 30 ноября 1892 г.

18) Владимир (Шимкович), из епископов Сумских, с 5 декабря 1892 г. по 12 июня 1896 г. (см. очерк Воронежской епархии).

19) Симеон (Сергей Иванович Покровский), сын священника Енисейской епархии, по окончании семинарского курса в 1868 г. был недолго преподавателем Красноярского дух. училища, потом поступил в Петербургскую дух. академию, которую окончил в 1873 г.; затем служил преподавателем Вятской и с 1884 г. инспектором Тверской семинарии, в 1888 г. принял монашество, в 1890 г. назначен ректором Волынской семинарии, 31 октября 1893 г. хиротонисан во епископа Глазовского, в 1894 г. назначен Екатеринбургским, с 12 июня 1896 г. святительствует в Екатеринославе.

Викариатство Екатеринославской епархии Феодосийское и Мариупольское учреждено 7 марта 1787 г., с особыми правами – духовною конторой и консисторией. Кафедра была в г. Старый Крым. Викариями были епископы:

1) Дорофей (Возмуйлов), грек, из Иверского монастыря на Афоне, с 1759 г. был настоятелем церкви русского посольства в Константинополе, в 1765 г. перешел ректором греческой коллегии в Венеции, в 1768 г. назначен заведующим войсковым духовенством в Польше, затем был архимандритом Константиновского монастыря, Владим. еп., и Нежинского Благовещенского, Черниг. еп.; 2 мая 1787 г. хиротонисан в Кременчуге, в присутствии Екатерины II, во епископа Феодосийского, 10 сентября 1790 г. скончался в Таганроге, где и погребен. В Нежине памятен до сих пор садом при монастыре (Возмуловщина).

2) Моисей (Гумилевский), из армейских обер-иеромонахов, по окончании курса московской славяно-греко-латинской академии был в ней учителем и префектом, потом вызван на юг России Потемкиным, 5 июня 1791 г. хиротонисан в епископа Феодосийского, 3 октября 1792 г. убит разбойниками.

3) Иов (Потемкин) – с 27 февраля 1793 г. по 13 мая 1796 г. (см. выше, очерк епархии).

4) Гервасий (Линцевский), сын священника Киевской епархии, по окончании Киевской академии был учителем Переяславской коллегии, в 1746 г. постригся, с 1758 г. был архимандритом Белгородского Николаевского, Акатова Алексеевского, Андрониевского, Великолуцкого, Старорусского, Пыскорского, Можайского, Суздальского Спасо-Евфимиева, Черниговского Елецкого, Бизюкова и Новгородского Юрьева монастырей, 29 мая 1796 г. хиротонисан в епископа Феодосийского, скончался 8 января 1798 г., погребен в феодосийской Введенской церкви.

5) Христофор (Сулима), из греческих иеромонахов, пострижен в 1765 г. был архимандритом Гамалеевского монастыря, Черниг. еп., и черниговского Елецкого, 18 апреля 1798 г, хиротонисан во епископа Феодосийского, 16 октября 1799 г. переведен в Харьков и, вместе с тем, викариатство упразднено («Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее», Екатеринослав 1875).

II. Статистический очерк. – Епархия обнимает в своих границах Екатеринославскую губернию и Ростов-на-Дону с округом из области войска донского; православного населения 1.900, 926 душ; в 1902 г. было родившихся 145, 841 душа, умерло 84, 370 душ; в 1901 г. присоединилось к православию из римско-католичества 38 душ, лютеран 22, армяно-грегориан 1, раскольников 15, сектантов 8, евреев 68, магометан 13; браков совершено 21, 149. Церквей ок. 600. Духовенства (1902 г.): протоиереев 40, священников 756, диаконов 217, псаломщиков 669. Монастырей (1901 г.) 4, кроме того, архиерейский дом, 1 скит и 1 община. Монашествующих 134 и на послушании 420; в том числе в мужских монастырях 36 монахов и 9 послушников и в общине 42 души. Церковных школ (1902 г.) 698, в том числе 1 церковно-учительская, 7 второклассных, 4 двухклассных, 1 образцовая, церковно-приходских 390 и грамоты 295; учащихся 37, 498, в том числе девочек 11, 379. Братств 10. Библиотек при церквах 558, в благочиннических округах – во всех; в них книг до 114, 000 экз. Церковно-приходских попечительств 337. Богаделен при монастырях 2, больниц 1. Раскольников – до 9000 душ, сектантов (хлыстов и штундистов) до 2000. В епархии имеется епархиальный миссионер, особый противораскольничий, 3 миссионера-сотрудника и 30 миссионерских комитетов, из коих 3 противораскольнических и 27 противосектантских.

III. Епархиальное управление. – В духовной консистории 4 штатных члена и 1 сверхштатный. При консистории имеется епархиальный юрисконсульт – присяжный поверенный, с жалованьем из прибылей свечного завода в 500 р. Благочинных 37; особых благочинных над монастырями нет.

IV. Духовно-учебные заведения и церковные школы. – Духовная семинария в 1901 г. имела 278 воспитанников, в том числе 66 иносословных. Параллельные отделения имеются при 1 и 2 классах. При семинарии с 28 августа 1883 г. существует епархиальное Кирилло-Мефодиевское братство для пособия нуждающимся воспитанникам; в 1902 г. на приходе было свыше 27, 000 р. (3% с остаточных церковных сумм 1359 р., по подписным листам 617 р., членских взносов 273 р., случайное пожертвование 24, 000 р.), израсходовано 2235 р., в остатке к 1903 г. – 44, 400 р. Екатеринославское духовное училище в 1901 г. имело 192 воспитанников. Мариупольское духовное училище в 1901 г. Имело 126 воспитанников. Бахмутское духовное училище в 1901 г. имело 118 воспитанников. Епархиальное женское училище в 1902 г. имело 456 воспитанниц, из них иносословных 3 и не живущих в общежитии 21. В нем все классы, кроме 6-го, имеют параллельные отделения; имеется и приготовительный класс. В библиотеке свыше 2500 книг. На содержание училища израсходовано до 87, 000 р. При училище с 20 сентября 1890 г. имеется образцовая церковно-приходская школа. Из окончивших училище 118 служат учительницами церковных школ («Екатериносл. Е. В.» 1903 г. №№ 1–7») Церковно-учительская школа в Екатеринославе имела в 1902 г. 41 воспитанника, большинство – дух. звания; при школе организованы занятия садоводством, огородничеством и виноградарством, устроен питомник и образцовая церковно­приходская школа. Школа содержится на местные средства, с расходом свыше 12, 000 р. в год («Екатериносл. Е. В.» 1903 г. № 8). На содержание церковных школ в 1902 г. поступило свыше 367, 000 р., в том числе свыше 202, 000 р. из местных средств.

V. Духовно-просветительные, благотворительные и взаимно-вспомогательные епархиальные учреждения. – Епархиальное братство во имя св. равноапостольного князя Владимира, существующее с 1888 г., имеет задачею изыскание и усиление средств к распространенно религиозно­-нравственного просвещения и грамотности в среде православного населения в епархии – главным образом, путем религиозно-нравственных чтений в г. Екатеринославе и заведования чтениями во всей епархии, которые и заведены почти во всех приходах местными священниками при участии их жен, школьных учителей и учительниц. Кроме того, братство в 1902 г. устраивали научно-богословские чтения в Екатеринославе, при участии хора воспитанников семинарии или дух. училища, имеет книжный склад (оборот до 3, 000 р.), издает местные Епархиальные Ведомости, содержит типографию (убыток до 1000 р.). В 1902 г. членов было 238; поступило до 8000 р., израсходовано свыше 8000 р., осталось до 1500 р. – Кирилло-Мефодиевское братство при соборной Троицкой церкви в г. Бахмуте, существующее с 1885 г., в 1902 г. имело 178 членов, поступлений 625 р., расхода 359 р., осталось 859 р. Задача братства – поддержание местной церковной школы. – Святопреображенское братство в м. Юзовке, Бахмутского уезда, основано в 1893 г., в 1902 г. имело 74 членов, поступлений до 4000 р., расхода столько же, в остатке 25 р. Братство содержит школу. – Братство во имя св. апостолов Петра и Павла в селе Балабино-Петровском, Александровского уезда, в 1902 г. имело 17 членов, до 40 р. на приходе, несколько менее в расходе и в остатке до 150 р. Задача – поддержание библиотеки-читальни и устройство чтений. – Кирилло-Мефодиевское духовно-просветительное братство при Успенской церкви с. Новоуспеновки, Александровского у., в 1902 г. имело 227 членов, поступлений свыше 300 р., в расходе до 350 р., в остатке до 150 р. Задачи – поддержание хора при церкви-чайной с библиотекой-читальней и распространение религиозно-нравственных брошюр и икон. – Крестовоздвиженское братство при Свято-Владимирской церкви-школе при ст. Софиевке открыто 26 ноября 1901 г., в 1902 г. имело 35 членов, собрано свыше 2000 р., израсходовано свыше 2000 р., закончило год с дефицитом до 200 р., зато выстроило, при пособии местных прихожан, школу для детей православных рабочих на немецких заводах, поддержание которой и составляет задачу братства. – Шолоховское Иоанно- Богословское братство в 1902 г. собрало свыше 70 р., израсходовало до 7 р., в остатке до 200 р., имело членов 78. – Епархиальный комитет православного Миссионерского общества в 1902 г. собрал до 4400 р., в том числе свыше половины – сбор в неделю православия («Екатериносл. Е.В.» 1902 г. №№ 11–12). – Епархиальный отдел Палестинского общества в 1903 г. собрал до 3, 400 р. Отдел имеет в Таганроге палестинское подворье («Екатериносл. Е. В.» 1903 г. №№ 8, 11–­12). – Церковно-приходские попечительства собрали в 1901 г. до 95, 000 р., в том числе на поддержание и украшение церквей до 82, 000 р., на церковные школы и благотворительные учреждения в приходах свыше 10, 000 р. и на содержание причтов до 3000 р. – Епархиальное попечительство о бедных духовного звания в 1901 г. собрало до 58, 000 р., в том числе кружечного сбора 7500 р., кошелькового 11, 500 р., пожертвований 6500 р., от вакантных мест до 7000 р, штрафных до 500 р., особый сбор на учреждение приюта для престарелых и больных духовного звания до 2400 р., 2% сбор на образование больничного капитала – 2200 р.; к 1902 г. оставалось свыше 118, 000 р. («Екатериносл. Е. В.» 1902 г. №№ 4 и 35). – Бахмутское общеприходское попечительство о бедных общества в 1902 г. имело 109 членов, поступлений свыше 800 р., расхода свыше 600 р., остатка свыше 2700 р. Попечительство содержит 14 лиц в Городском доме, устраивает обеды, раздает одежду. – Пенсионно-вспомогательная касса. – Епархиальный свечной завод в 1902 г. выработал свыше 16, 000 п. воска, продал свечей, ладану, лампадного масла и кадильного угля на сумму свыше 550, 000 р., прибыли получил 92, 000 р. Завод имеет на складе для продажи и церковное вино (продано на сумму до 3500 р.).

VI. Монастыри. – Самарский Николаевский заштатный мужской монастырь, приписанный к архиерейскому дому, в 25 в. от Екатеринослава, в Новомосковском уезде, в 3 в. от г. Новомосковска; учрежден в конце XVI в. Земли у монастыря до 250 дес. В монастыре имеются две местночтимые иконы – свят. Николая и Божией Матери. При монастыре есть церковная школа («Екатериносл. Е. В.» 1901 г. № 10–11). – Самарский Святотроицкий общежительный мужской монастырь, в Павлоградском уезде, близ с. Кохановки, основан в 1885 г. и устроен землевладельцем Рафаилом Николаевичем Вербовским. Монастырь имеет до 1500 дес. земли, кузницу, столярную, портняжную. – Екатеринославский женский общежительный монастырь, в 3 в. от г. Екатеринослава, преобразован из общины в 1877 г., которая была открыта в 1866 г. Земли у монастыря более 750 дес. В монастыре имеется местночтимая Тихвинская икона Божией Матери. Монастырь имеет в Екатеринославе каменный дом, в котором на монастырские средства содержится церковно-приходская школа. При монастыре имеется богадельня, на содержание которой кн. Кудашевым пожертвовано 500 дес. земли. – Иосифовский женский общежительный монастырь, в Новомосковском уезде, в 65 в. от Екатеринослава и в 35 в. от Новомосковска; переименован из общины в 1886 г., которая была открыта в 1873 г. Монастырь владеет 500 дес. земли и капиталом свыше 120, 000 р., пожертвованным купцом Борисовым. – Иосифовский женский общежительный скит, в Новомосковском уезде, в 35 в. от Екатеринослава и 5 в. от Новомосковска. Скиту отведено из казны до 175 дес. земли. Скит составляет отделение Иосифовского монастыря. При ските есть женская школа, больница на 15 кроватей и богадельня на 15 вакансий. – Трехсвятительская Светловская женская община, в Павлоградском уезде при церкви с. Ивановки или Светловщины, учреждена в 1897 г. на средства местного землевладедьца М. И. Фадеева. Общине принадлежит часовня на ст. Лозовой. – Знаменская пустынь, женская община во имя Знамения Божией Матери, при хуторе Разгульном, Александровского у. («Екатерин. Е. В.» 1903 г. № 4 – устав).

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle