Источник

Евфросиния Суздальская

Евфросиния Суздальская преп. (ум. 1258 г.), родилась в 1212 году от св. Михаила, князя Черниговского, и жены его Феофании, в мире носила имя Феодулии. Воспитана была в глубоком благочестии и с юных лет высказывала расположение к монашеской жизни. Когда ей исполнилось 15 лет, родители обручили ее с Миной, одним из потомков любимого преп. Феодосием Печерским боярина-варяга Шимона; этот Мина жил в Суздале и имел здесь владение, доселе так называемое Минино селище, в 3-х верстах от Суздаля. Во время путешествия Феодулии в Суздаль Мина умер; получив об этом весть в пути, Феодулия не пожелала вернуться на родину, а прибыла в 1227 году в Суздаль и поступила здесь в незадолго пред тем основанный Ризположенский монастырь, приняв при пострижении имя Евфросинии. Пятнадцатилетняя княжна-монахиня предалась самому строгому подвижничеству, трудилась своими руками, каждодневно участвовала в церковных службах, постилась нередко по целому дню и более, прилежно занималась чтением и изучением Свящ. Писания под руководством игуменьи. Слава о подвигах ее широко распространилась, а жители Суздаля часто стали ходить в Ризположенский монастырь только для того, чтобы видеть подвижницу. Тогда Евфросиния, с благословения игуменьи, стала читать книги Св. Писания и творения св. отцов не только для инокинь обители, но и для богомольцев, и чтения эти сопровождала благочестивыми беседами. Многие граждане стали отдавать своих дочерей в монастырь под руководство подвижницы. Тогда Евфросиния посоветовала игуменье разделить монастырь на две половины, одну для девиц, другую для вдов, причем для последних построен был и особый храм, Троицкий. Число монахинь увеличилось настолько, что эти две половины скоро стали самостоятельными монастырями с самостоятельными игуменьями. Оба эти монастыря, Ризположенский и Троицкий, объединены и ограждены одною общею оградой в 1871 году.

В 1238 году после опустошения Владимира татарами, опустошен был и Суздаль, но Ризположенский монастырь, ничем не защищенный, остался невредим. По свидетельству автора жития св. Евфросинии, инока Григория, тьма покрыла монастырь по молитвам подвижниц и скрыла его от неверных. Татары не могли войти в монастырь, хотя сам Батый стоял под стенами его. Множество пострадавших от разорения нашли приют в Ризположенском монастыре. В 1244 году были замучены в орде отец Евфросинии, князь Михаил, и боярин его Феодор. Пред путешествием их в орду Евфросиния написала отцу послание, убеждая его не изменять христианской вере, а после мученической кончины их видела их во сне с венцами на голове и в славе. После этого она усилила свои подвиги; прежде она носила скудную одежду, а теперь стала одеваться в рубище. Один из суздальцев, видя ее в рубище, принес ей новую хорошую одежду, но Евфросиния не взяла ее, сказав: «Зачем это мне? Рыба на стуже, засыпанная снегом, не портится и даже бывает вкуснее. Так и мы, черноризцы, если терпим холод, крепнем душою и бываем приятны Богу». В конце своей жизни преп. Евфросиния обнаружила дар чудотворений и скончалась в 1258 году. Мощи ее лежали в земле 442 года и обретены нетленными в 1699 году митрополитом Суздальским Иларионом. Св. мощи и доселе почивают открыто в раке, поставленной в северной стороне Ризположенского храма. Пам. 23 мая.

См. В. Георгиевский, Суздальский Ризположенский монастырь. Владимир 1900. Филарет Черн., Жития св., Сентябрь.

А. Кремлевский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle