Источник

Евсевий, епископ Эмесский

Евсевий, епископ Эмесский в Финикии, около 360 года, родился в Едессе, получил прекрасное домашнее образование и затем посещал различные церковные школы. В Палестине его учителями были Евсевий Kecapийский и Патрофил Скифопольский. С целью продолжения своего образования он ездил в Антиохию, потом в Александрию и в 340 г. опять вернулся в Антиохию. Он так славился как проповедник и екзегет, что в 341 году собор в Александрии избрал его преемником низложенному императорской властью Афанасию В. Но, зная любовь народа к Афанасию, он не принял лестного предложения и был посвящен в епископа Эмесского, но жители Эмессы, испугавшись его астрономических и математических знаний, связанных в то время с астрологией и магией, возмутились против него и Е. вынужден был бежать в Лаодикию. Умер Е. в Антиохии. Иероним перечисляет много сочинений Е. Самым крупным является сочинение против иудеев, язычников и новациан, затем 10 книг о послании к Галатам и краткие, но многочисленные поучения на Евангелия. От всех этих сочинений сохранились только незначительные отрывки. Изданные Августи под именем Евсевия Эмесского три проповеди, принадлежат к так называемым поучениям Евсевия Александрийского (напечатаны у Миня Part. S. Gгаеса LXXXVI, 1, 463–536). Два слова против Маркелла Анкирского, приписываемые Евсевию Кесарийскому, на самом деле принадлежат Евсевию Эмесскому. Феодорит упоминает о сочинениях Е. против маркионитов и манихеев, Филоксен Иерапольский – о поучениях и сочинении о вере, Эбед-Иезу – о толкованиях на В. Завет и речи о Стефане. Два отрывка догматического содержания, напечатанные у Миня под именем E. (S. G. LXXXVI, 1, 536–545), едва ли принадлежат ему. Сохранились, наконец, отрывки из толкования на Бытие, св. Иоанна, Деяния апостольские, послания к Римлянам, 1 к Коринфянам, 2 Петра (ib. 545–562) и из проповеди о посте. Отличительными чертами произведений Е. является простота и близость к Священному Писанию. В этом отношении он является последователем антиохйской школы. Как ни незначительны дошедшие до нас отрывки сочинений Е., но и по ним можно составить понятие об огненном красноречии Е., о его живом образном слоге. Близость Е. к антиохийской школе и дружба с apиaнскими епископами дали повод к обвинению его в полуарианстве.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle