Источник

Евреи

Евреи (ʽibrim, ἑβραῖοι, hebrarei, что по одним значит «потомки Евера» [ср. Быт.10:24–25, 11:16–29], по другим – «пришельцы», περάται [ср. Быт.14:13, где еврейское ibri – еврей по LXX – περάτης пришлец]) – народ семитической расы, происходящий по прямой линии от патриарха Авраама (ср. Мф.3:9; 2Кор.11:22). В разное время своей истории евреи жили в разных местах вселенной. Их родоначальник, Авраам, современник вавилонского царя Аммураби (Амрафел, – Быт.14:9), первоначально жил в Уре Халдейском (Быт.11:31), а потом (в конце XX в. до Р. Хр.), по особому повелению Божию, переселился в землю Ханаанскую (Палестину), которая была указана ему Богом, как страна, имевшая быть наследием для будущих потомков Авраама (Быт.12:1–7). Его потомки прежде жили в Палестине, потом (в XVIII в., во время египетской династии гиксов), вследствие сильного голода в стране, переселились в Египет (в землю Гесем, в северо-восточном углу Египта, близ нильской дельты), где они (в течение 215 лет) сильно размножились, но отсюда, вследствие гонений со стороны фараонов ХIХ-й династии (особенно Рамзеса II-го и Менефты I-го3 и по особому повелению Божию (Исх.3:7–10), удалились и, после 40-летнего странствования по Синайскому полуострову и Каменистой Аравии, возвратились в Палестину, как наследие своих отцов. Здесь евреи оставались в течение нескольких веков, пока, вследствие деморализации, внутренних раздоров и политических интриг своих правителей, не были выселены царями Ассирии (Феглафелассаром, Салманассаром и Сеннахеримом) и Вавилона (Навуходоносором) в разные места ассиро-вавилонской монархии, где одни из них (преимущественно потомки десяти колен израильского царства, выселенные ассирийскими царями) слились с другими народами, а другие (потомки колен Иудина, Левиина и отчасти Вениаминова, выселенные вавилонским царем Навуходоносором) большею частью обратно возвратились в Палестину (во время персидского царя Кира, в VI в. до Р. Хр.). Но и по вторичном возвращении в наследие своих отцов евреи, частью вследствие гонений (особенно во время селевкидов, в частности, при Антиохе Епифане), частью по другим побуждениям, в большом количестве выселялись в другие страны, где образовали так называемых иудеев рассеяния (ср. Деян.2:8–11). В самой Палестине евреи, как оседлые жители, оставались до времени великой иудейской войны против римлян (67–70 гг. по Р. Хр.), после которой они, вследствие римских ограничительных законов, подтвержденных при императорах Адриане, Феодосии и Юстиниане, лишились права иметь оседлость в Палестине и должны были искать убежища в других местах обширной римской империи. Неимение своей определенной территории, а также гонения со стороны соседних народов (особенно во время средних веков) вынуждали евреев в последующей истории переселяться с места на место, из одной страны в другую, так что в позднейшую эпоху они явились разбросанными почти по всем странам мира4.

В истории человечества евреи являются нацией религиозного творчества по преимуществу. «Микра», иначе «Тенак» (т. е. «Писание=Закон, Пророки и Агиографы»), главный литературный памятник евреев, представляет собою литературный памятник строго религиозного содержания. Три главные положительные религии, проповедующие веру в единого личного Бога, т. е. христианство, иудейство и мусульманство, отражают в себе, в большей или меньшей степени, влияние еврейского национального гения. Вообще не на иной какой-либо семитической нации, а именно на евреях, как типичных представителях потомства Симова, исполнились пророческие слова Ноя о Симе: «Благословен Господь Бог Симов» (Быт.9:26). Воистину благословение Господа Бога, насаждение веры в Него в сердцах людей составляло как бы историческую задачу народа еврейского. Самая история евреев, их особенное положение среди прочих народов находят свое непосредственное оправдание в их религиозном предназначении.

Продолжительная многовековая история евреев разделяется на три главных периода: патриархальный, подзаконный и талмудический (иначе, раввинский). Первый из этих периодов является временем национального роста, второй – национального творчества и третий – национального разложения евреев. В культурном отношении первый период соответствует пастушескому, второй – земледельческому и третий – торгово-промышленному быту евреев.

В первый период, обнимающий время XX–XV вв. до Р. Хр., ни религиозная, ни гражданская жизнь евреев не была подчинена каким-либо нарочитым нормам, а определялась авторитетом старейших в роде и семье (ср. Быт.13:1–9, 14:14, 22:1–14, 35:1–4, 11–14, 46:1–7; Исх.3:16, 18). Так было во время еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова, а также во время пребывания евреев в земле Гесем (в Египте). Но во второй период (XV-I в. до Р. Хр.) как религиозная, так и гражданско-общественная жизнь евреев была подчинена строгим определениям закона Моисеева, данного Богом евреям на горе Синае, в самом начале их переселения из Египта в Палестину (около 1490 г. до Р Хр.), и предуготовлявшего их к вступлению в царство Христово (ср. Гал.3:24). В «третий период (I в. по Р Хр. и до последних дней), который имеет значение только для евреев, не уверовавших во Христа Спасителя, жизнь евреев подчинена не столько определениям Моисеева закона, сколько определениям т. н. «устного закона», выработанного еврейскими раввинами уже после Рождества Христова.

В частности, религиозная и вообще, духовная жизнь евреев в подзаконный период сосредоточивалась около скинии, а потом храма, и направлялась священниками, левитами и пророками. Наряду с законосообразными явлениями религиозной жизни у евреев до времени вавилонского плена имели место явления незаконосообразные, каковы: культ Михи и Данитян, культ Гедеона, почитание золотых тельцов в Вефиле и Дане, храм в Самарии5 почитание терафимов, а также случаи частого отпадения в идолопоклонство соседних народов. Что касается евреев, живших вне Палестины, то религиозная жизнь евреев, живших в Египте, сосредоточивалась в позднейшее время около храма, бывшего в г. Илиополе (Оне), а религиозная жизнь других – около синагог, возникновение которых у евреев восходит ко времени вавилонского плена. В талмудический (раввинский) период религиозная жизнь евреев сосредоточивалась обычно около синагог и направлялась их духовными руководителями – раввинами. В основе гражданско-общественного устройства евреев в подзаконный период лежало родовое начало, сообразно чему народ разделялся на колена (числом 12, – по числу 12 сыновей патриарха Иакова), колена – на роды, роды – на дома, а дома – на отдельные семейства. К родовому началу во время царей присоединилось начало административное, а во время послепленное – также профессиональное начало.

В основе правления евреев, как самостоятельной нации, лежал принцип и теократии, хотя фактическое применение этого принципа, вследствие греховности государственных руководителей евреев, не было явлением постоянным и последовательным. Временем наиболее точного и последовательного применения начал теократии было время Моисея, Иисуса Навина, судей и трех первых царей еврейских. Что касается последующего времени царей, то лишь в отдельные и непродолжительные сроки этого времени жизнь евреев направлялась по началам теократии, вообще же она направлялась по иному пути. Так продолжалось до времени выселения евреев ассиро-вавилонскими царями. После возвращения из вавилонского плена во главе народного правления евреев стоял первосвященник и бывший при нем синедрион. В это время евреи, по своему административному устройству, образовали иерархическое государство, находившееся в вассальной зависимости сперва от персов, потом селевкидов и, наконец, римлян, из которых последние положили конец еврейской самобытной государственности.

Вследствие недостаточной устойчивости государственной организации у евреев и, с другой стороны, вследствие свойственной евреям, как семитам вообще, наклонности к самостоятельности и децентрализации, евреи весьма недолго, строго говоря – только во время трех первых царей еврейских (Саула, Давида и Соломона), образовали одно целое государство (имевшее, впрочем, и при Соломоне не более пяти миллионов народонаселения), достигшее сравнительно могущественного положения среди окрестных народов. Вообще же, как раньше этого времени, так и после его они не представляли цельного и сильного политически государства. Составившиеся еще во время судей группы еврейских колен, жившие уже в то время более или менее самостоятельной жизнью, по смерти Соломона образовали собою два независимых отдельных государства: иудейское и израильское, постоянно враждовавшие между собою. Взаимная вражда и, вообще, недостаток политического единства были причиной того, что эти два небольших еврейских царства с большим трудом отстаивали свою политическую самостоятельность, пока, наконец, совсем не лишились ее.

Что касается евреев «рассеяния», а также евреев за талмудический период вообще, то они, находясь в полной зависимости от тех народов, на территории которых жили, в своей внутренней жизни, управлялись или особыми начальниками (т. н. «реш-галюта» у месопотамских евреев), или же «кагалами» (собранием местных народных представителей), сохранившими в себе черты т. н. малых синедрионов, существовавших у палестинских евреев. В отношении государственных и гражданских прав эти евреи были ограничены, сравнительно с коренными жителями, во всех государствах почти до самого конца XVIII в. Но с этого времени, после известного эдикта императора Иосифа II (1782 г.), дозволявшего евреям право жительства в Австрии, а особенно после великой французской революции провозгласившей свободу вероисповедания во Франции (1791 г.), евреи мало-помалу стали приобретать гражданские и государственные права, одинаковые с коренными жителями, как в западной Европе, так и в Америке.

Источники и пособия по истории евреев – книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, сочинения Иосифа Флавия, особенно Ἰουδαϊκὴ ἀρχαιολογία (Antiquitates judaeiorum), H. Ewald – Geschichte des Volkes Isräel (В. VII), Graez H. – Geschichte der Jüden von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart (B. XIII), Renan E.–Histoire du peuple d'Israël (t. V), Начертание церковно-библейской истории (преосв. Филарета, митрополита Московского и Коломенского), проф. А. П. Лопухина – Библейская история Ветхого Завета, протоиерея Μ. Богословского – Священная история Ветхого Завета, проф. Ф. Г. Елеонского – История израильского народа в Египте, от поселения в земле Гесем до египетских казней, проф. И. Г. Троицкого – Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей, проф. Ф. Я. Покровского – Разделение еврейского царства на царства иудейское и израильское, проф. А. Я. Богородского – Еврейские цари, и Дубнова С. Μ. – Всеобщая история евреев.

Проф. И. Троицкий

* * *

3

Это, впрочем, вопрос спорный: в настоящее время мнения ученых начинают все более склоняться к убеждению, что гонителем был фараон XVIII династии Тотмес III, а исход состоялся при одном из его слабых преемников. См. под сл. Исход. Ред.

4

Общее количество евреев на земном шаре по новейшим статистическим данным определяется в десять миллионов (не считая и так называемых китайских евреев, вопрос о которых является спорным). Более половины этого количества, около шести миллионов, полагается на Россию.

5

Вопрос о существовании особого храма в заиорданский области, возбужденный на основании свидетельства надписи Моавитского царя Меши о «сосудах» в «жертвеннике Иеговы», взятых им в войне с Амврием, решается учеными не в одинаковом смысле.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle