Источник

Евномий и евномиане

Евномий и евномиане Евномий – сын образованного земледельца из Каппадокии. В Александрии Е. сделался учеником Аетия (см. Аетий, I) и стал таким же последовательным арианином, каким был его учитель. Евдоксий, епископ Антиохийский, поставил его диаконом своей церкви, а потом помог ему получить епископскую кафедру в Кизике. Когда Констанций, вообще благосклонно относившийся к арианам, низложил Е. за его крайний, открыто проповедуемый арианизм, Е., не связанный должностными обязанностями, сделался общепризнанным главою строгих ариан, называемых аномеями, этерусианами или эксуконтианами. При Юлиане он спокойно жил в Константинополе, при Валенте (см. Валент, III) он, как приверженец бунтовщика Прокопия, был присужден к изгнанию в Мавританию, но ариане добились возвращения Е. В начале царствования Феодосия Е. жил в Халкидоне, но его влияние было очень сильно и в Константинополе. Даже во дворе императора было много его приверженцев. Открытие последних и послужило поводом к новому изгнанию Е. в конце 383 года в Галмирис при Дунае в Мизии. Когда Галмирис был завоеван варварами, Е. был перевезен в Кесарию Каппадокийскую, но общая антипатия каппадокийцев к нему, как противнику Василия Великого, заставила его переселиться в его наследственное имение – Дакору, где он и умер между 392 и 395 годом. Евномиане не намного пережили Е. Строгие законы Феодосия, изгнание предводителей евномиан, сожжение их сочинений, внутренние раздоры – все это быстро сократило число евномиан и по словам Феодорита в его время лишь несколько евномиан скрывались в немногих городах. Раздоры между евномианами происходили из-за вопроса о крещении. Евномиане не признавали крещения даже нестрогих ариан (евдоксиан), а сами крестили однократным погружением «в смерть Господню».

О значении Е. можно судить уже по числу его противников: Аполлинарий, Дидим, Феодор Мопсуестский, Софроний, Василий Великий, Григорий Нисский писали против него. Но сохранились только сочинения противников Е., а из многочисленных сочинений самого Е. мы знаем лишь пять: а) толкование (потерянное) на послание к Римлянам, б) собрание (потерянное) писем, в) «βιβλιδάριον или ἀπολογετικὸς», изданное Минем (Ser. Сг. XXX, 835–868), г) «ἀπολόγια ὑπὲρ ἀπολογίας» – против Василия Великого, известное только по отрывкам, приводимым Григорием Нисским, и, наконец, д) ἔκθεσις πίστεως, изданное Mansi (Collectio conc. III, 645–649).

Литература указана под словом Арbанство, т. 1.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle