Доминик и доминиканцы
Доминик и доминиканцы. Доминик де-Гутцман, основатель доминиканского ордена, род. в 1170 г., в Каларуеге, в диоцезе Осма в Старой Кастилии, и ум. в монастыре св. Николая, в Болонье, 6 авг. 1221 г. С шестилетнего возраста он был воспитан своим дядей, архипресвитером в Гумиел де-Исан, и четырнадцати лет от роду поступил в университет, в Паленции. В 1194 г. он сделан был каноником и впоследствии субприором капитула в Осме, где помогал епископу Диего де-Азеведо при введении устава бл. Августина. Он трудился также, и с большим успехом, в качестве миссионера среди магометан и еретиков соседней области. В 1204 г. он сопровождал Диего в дипломатической командировке в южную Францию, и там пришел в столкновение с альбигойцами. Задача обращения этих противников веры и власти Рима была возложена на цистертийцев; но они потерпели полную неудачу, и хотели уже оставить дело, но Диего и Доминик убедили их продолжать его. Успех, однако, опять был незначительный: обращенцев было немного. Диего вскоре выбыл в свой диоцез; удалились также и цистертийцы, и на поле деятельности остался только Доминик с кружком своих сотрудников. Некоторую поддержку он получил от епископа Фулько Тулузского; но почти единственным плодом его деятельности было основание приюта для девочек в Пруилле, в диоцезе Тулузском. Этот приют, или, своего рода, женский монастырек Пруильский, сделался местом собраний Доминика с его последователями. Дела общины значительно поправились, когда к братству присоединился Целланис (?), подаривший им дом в Тулузе. Римская курия, признавая заслуга Доминика, предложила ему епископию Безьерскую. Иннокентий III не особенно полагался на молитвы и проповедь в качестве оружия против еретиков, а более действительным средством при этом считал меч и пытку; поэтому после умерщвления его легата, кардинала Кастельно, он стал проповедовать крестовый поход против альбигойцев. Доминик и его братство последовали за войском, как, своего рода, следственная комиссия. Все подозрительные или подозреваемые лица подвергались допросу со стороны этой комиссии и, в случае уличения в ереси, должны были идти на эшафот. По окончании войны, Доминик порешил преобразовать братство, основанное им для постоянной борьбы с ересью, в орден монахов проповедников. Епископ Фулько, которому хотелось видеть в своем диоцезе новый монашеский орден, был очарован этой мыслью и вместе с Домиником отправился в Рим, где только что собрался четвертый собор Латеранский (1215). Но собор порешил, что никакого нового ордена не следует основывать, и просьба Доминика оставлена была без внимания. Однако он не отказался от своей мысли, и добился того, что, наконец, Иннокентий III дал свое согласие под тем условием, чтобы братство приняло устав какого-нибудь прежнего, уже признанного ордена и устроилось в виде простой коллегии каноников. Братство приняло устав бл. Августина, к которому было присоединено несколько других правил из устава премонстрантсов, именно, обет молчания, бедности, поста, полного воздержания от мяса, белья, и проч. Но виды на успех были весьма незначительны. Когда Иннокентий III умер (17 июля 1216 г.), и его преемник, Гонорий III, стал гораздо более благосклонно относиться к мысли о благотворности проповеднического ордена, Доминик поспешил в Рим. В декабре того же года Гонорий утвердил его устав и дал ордену, в качестве символа, изображение собаки с зажженным факелом во рту: орден этим самым предназначен был сторожить церковь, подобно собаке, и освещать мир, подобно факелу. Братство с этого времени начало развивать большую деятельность, и орден стал быстро разрастаться. Некоторые из его членов отправились в Испанию, другие в Париж, где основан был монастырь в доме св. Иакова, вследствие чего доминиканцы впоследствии стали называться во Франции яковитами. Сам Доминик основал монастыри в Меце и Венеции. Во время пребывания в Риме, он с успехом проповедовал низшим служителям папского двора, жившим, по-видимому, без всякого духовного попечения; и затем он был назначен на должность Magister Sacri Palatii, т. е. придворного проповедника при папе, – должность, которая существует еще и теперь, и, обыкновенно, занимается доминиканцем. Но Доминика не привлекала эта служба. Он хотел проповедовать среди масс народа и, зная, как народ высоко ценит подвижничество, проявляющееся во внешней бедности (чем уже и пользовались францисканцы), порешил прибегнуть к этому же средству. На общем собрании доминиканцев, состоявшемся в 1220 г., в монастыре св. Николая, в Болонье, орден объявил отречение от собственности, в какой бы то ни было форме, и высказался за полную бедность и за ежедневное выпрашивание средств, необходимых для поддержания жизни. Когда состоялось следующее общее собрание в Болонье (1221 г.), на него явились представители от шестидесяти монастырей, а затем были посланы уполномоченные и в другие отдаленные места для основания новых монастырей. Таким образом, Доминик еще при жизни увидел успешное распространение своего ордена. Через двенадцать лет после его смерти (1233 г.) он канонизован был своим другом, папой Григорием IX.
Многие внешние обстоятельства благоприятствовали успеху и быстрому распространенно ордена. Нищенствующие и проповедующие монахи не могут жить в пустыне. Большие города служат естественною областью их жизни и деятельности, а городская жизнь тогда только что вступала в период блестящего развития. Другие ордена, напр., цистертийцы, видя выгодность этого обстоятельства, также двинулись в города; но ни один из них не успел пустить там таких корней, как доминиканцы. Они довольствовались самыми жалкими хижинами, из которых ежедневно выходили на проповедь и нищенство. Их бедность, однако, вскоре сделалась простым притворством. В 1425 г. Мартин V отменил запрещение им владеть недвижимой или какой-либо другою собственностью. Пожертвования и приношения по завещаниям полились в орден. Он строил монастыри и церкви, и искусство обязано им некоторыми из превосходнейших образцов готической архитектуры. Еще сильнее было влияние, оказанное им на науку. В 1228 г. профессора Парижского университета оставили город по случаю каких-то несогласий с королевой Бланкой, и удалились со своими учениками частью в Реймс, частью в Анжер. Тогда учреждена была кафедра для доминиканского монаха, а в 1230 г. к ней присоединена еще другая. Таким образом, в университетах утвердились нищенствующие ордена (вскоре за ними последовали францисканцы), и они, несмотря на самую сильную оппозицию, не только удерживали за собой это место, но, наконец; завладели всем полем науки и сделались могучим орудием, с помощью которого церковь успешно подавляла все противные ей течения в науке. Схоластика была произведением доминиканцев и из их среды вышло много великих и славных мужей, как Альберт Великий, Фома Аквинат, Мейстер Эккарт, Иоанн Таулер, Генрих Сузо, Савонарола, Лас-Казас, Винцент Ферье и Винцент Бове. Они дали церкви более 800 епископов и 150 архиепископов, 60 кардиналов и 4 папы. В начале реформации доминиканцы все еще формально стояли во главе богословской науки; но в действительности просвещение между ними уже сильно пало, и они были возмутительно невежественны, а своею деятельностью в качестве продавцов индульгенций только унижали церковь. В конце концов, после 600-летней деятельности, они потерпели сильный удар от самого главы церкви, когда (8 дек. 1855 г.) Пий IX провозгласил догмат непорочного зачатия Богоматери, против которого они всегда восставали.
Жизнеописание Доминика составлено Иорданом, его преемником в качестве генерала ордена. См. в Acta SS. под 1 августа. См. также Lacordaire, Vie de St. Dominique, Paris, 1840; Caro, St. Dominique et les Dominicains. Paris, 1853.