Источник

Диакониссы

Диакониссы были уже во времена апостолов. Так, св. ап. Павел в послании к Римлянам упоминает о некоей Фиве, бывшей «служительницею церкви, яже в Кенхреех»; в последующее же время о них часто упоминают и соборы (1 Всел. соб. пр. 19; IV Всел. соб. пр. 15; VI Всел. соб. пр. 14), и отцы, и учители церкви, и императоры в своих законах (Justin, nov. 3. 6 и 123). Число Д. при церквах иногда бывало довольно значительно. Так, при Юстиниане и Ираклии при великой Константинопольской церкви их было до 40. В Д. избирались сначала, преимущественно, девы; из вдов же только «верныя и благоговейныя, бывшия замужем только один раз» (Const. Apost, lib. VI. с. 18), но при Юстиниане дозволено было избирать из тех и других (nov. 6) и притом, ранее 40 лет, хотя действительное служение поручалось им не ранее достижения ими этого возраста и не иначе, как после тщательного испытания (IV Всел. соб. пр. 15 и Justin, nov. 123). Исключение из этого общего правила допускалось лишь для лиц, отличавшихся особенно благочестивою жизнью: они сразу назначались Д. без всякого испытания, хотя бы и не достигли 40-летнего возраста. Очень часто Д. делались жены епископов после того, как эти последние, получая свой сан, должны были с ними разлучиться; но и из них в эту должность попадали только способные (Hist. Sozomen. lib. VIII. cap. 9). B древности Д. причислялись к клиру и поставлялись через особое рукоположение (1 Всел. соб. пр. 19), и в Постановл. Апостольских даже сохранилась молитва, которую при этом читал рукополагавший: «Вечный Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Творче мужа и жены, исполнивший Духа Свята Мариам, Деворру и Анну, почтивший жену рождением Единородного Сына Твоего, в скинии завета и храме поставивши хранительниц священных врат Твоих, – призри и ныне на рабу Твою сию и даруй ей Духа Твоего Святого, да достойно совершить вручаемое ей дело сие во славу Твою и честь Христову» (Const. Apost. lib. VIII, с. 20). Но на Лаодикийском соборе воспрещено поставлять их в церкви: «не должно поставляти в церкви так именуемыя пресвитерицы (старицы) или председательницы» (пр. 11-е). Обязанности Д. были таковы: 1) они приготовляли женщин ко крещению, наставляя их как относительно действий и ответов при крещении, так и относительно поведения после крещения, – «вдовицы или инокини, избираемые для служения при крещении жен, – говорит 12 прав. так назыв. IV Карфагенского собора, – должны хорошо знать сию должность, чтобы могли здравою речью поучать неопытных и необразованных жен пред крещением тому, как отвечать им на вопросы крещающего и как жить по принятии крещения; 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин; 3) исполняли разные поручения епископа, касавшиеся жен (точно так же, как диаконы исполняли их поручения относительно мужчин), а именно: посещали больных и впавших в несчастия, и передавали женщинам разные распоряжения епископа; 4) стояли близ дверей, которыми входили в храм женщины, расставляли их по местам и наблюдали за тем, чтобы они вели себя за богослужением благочинно. На Западе в p.-католической и лютеранской церквах Д. удержались, преимущественно, в качестве лиц, посвятивших себя уходу за больными и воспитанию детей, но уже без всякой принадлежности к клиру или церк. должностям. У нас в России при митр. Моск. Филарете у некоторых лиц явилась мысль восстановить этот древний институт; но мысль эта не встретила сочувствия (Митр. Филарет. Письма к Высоч. особам, т. I, 131. О диакониссах см. иером. Павла – О должностях и учрежд. вост. церкви, 1857 г., стр. 20; журн. «Дух Христ.» 1861–62 гг.).

Н. Марков.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle