Диптихи
Диптихи, или помянники, поминанья. Начало употребления Д: при богослужении относят ко временам апостольским. В IV в. они являются уже во всеобщем употреблении в церкви. Наименование «диптих» принадлежит дохристианской древности и по своей этимологии (δὑς – дважды и πτὑσσω – складываю) обозначает вообще все предметы, которые складываются вдвое; в частности же, оно прилагалось к двум, соединенным вместе, табличкам, покрытым с внутренней стороны воском, на котором делались записи особым заостренным прутом – стилем; снаружи же они покрывались различными изображениями и украшениями. Приняв эти диптихи в богослужение, церковь удержала их название, но заменила наружные на них светские изображения изображениями священными. В древности были распространены несколько видов Д., как-то: 1) Д. крещальные, для записи сподобившихся св. крещения; 2) Д. живых, для записи принадлежащих к известной церкви; 3) Д. святых, или мартилорогии и 4) Д. умерших. В Д. последнего вида записывались, прежде всего, местные епископы, отличавшиеся святостью жизни и безупречностью в нравственном отношении, затем таковые же епископы иных епархий, священники и, наконец, миряне всякого состояния, возраста и пола. Поминовение по Д. при совершении таинства евхаристии церковь всегда считала особою честью, почему лишала ее исключением из Д., как скоро обнаруживались какие-либо грехи и заблуждения записанного в Д., остававшиеся до того времени неизвестными. В настоящее время во всеобщей практике церкви православной двоякий вид Д. или помянников – общие или церковные, так называемые синодики, и частные или, собственно, помянники, поминанья. Первые из них правильно ведутся по преимуществу в монастырях, причем в них, обыкновенно, вносят на вечное поминовение; вторые же имеются почти в каждой православной семье и подаются вместе с просфорами на проскомидии. В те и другие вносятся для поминовения, как живые, так и умершие.
Н. М.