Дидро
Дидро Денис, род. в Ламгре, в Шампаньи, 1713 г.; ум. в Париже 1784 г.; получил образование в иезуитской коллегии своего родного города, недолго изучал законоведение и затем вообще посвятил себя литературе. Он начал с перевода английских деистов, и затем сам сделался проповедником деизма. В 1746 г., он издал свои «Философские мысли»; но первым произведением, в котором он проявил оригинальную мыслительность, было его «Письмо о слепом» (1749 г.). Это сочинение, однако, было слишком резко для вкусов того времени: Дидро подвергся преследованию и на три месяца заключен был в Венсеннскую тюрьму. Там, у него явилась мысль о великом произведении его жизни, именно, об издании Энциклопедии, первый том которой явился в 1751 г., последний – в 1772 г. В 1759 г. издание это было запрещено, и Даламбер, Тюрго и другие из его наиболее славных сотрудников, оставили его. Оставшийся только с посредственностями и принужденный прибегать ко всякого рода неопределенностям, чтобы избегнуть вмешательства полиции, он один закончил этот труд, потребовавший огромных усилий. Однако, и этот труд не истощил его. Кроме Энциклопедии, он написал много комедий, критических статей, остроумных импровизаций, философских трактатов и проч. Полное издание его сочинений (Париж, 1777 г.) состоит из 20 томов: кроме того, в 1829 г., в 15 толах, издана его корреспонденция с Гриммом. Д. не был догматическим философом, а скорей, критиком; и его критика, хотя во многих отношениях превосходная, когда он трактует об искусстве или науке, часто носит афористический характер. Но, несмотря на почти полное отсутствие определенных положений, главная тенденция его критики не подлежит сомнению: это грубый материализм, окрашенный весьма прозаическим сентиментализмом и несколько вульгарным юмором, – черты, которые весьма часто встречаются у филантропических атеистов, или атеистических филантропов XVII столетия.
Д. был одним из поклонников Екатерины Великой, находился в философской переписке с ней, гостил даже при ее дворе в Петербурге, где и блистал среди русского светского общества своим неверием и отрицанием. Но его неверующее злоязычие нашло весьма сильное ограничение со стороны митрополита Платона. При одной встрече с последним, Д. с свойственным ему злоязычием сказал последнему, что новейшие ученые пришли к убеждению, что нет Бога. Православно-русский иерарх, нисколько не смутившись, ответил французскому неверу, что такое отрицание совсем не ново, и еще царь Давид знал о нем, когда сказал в известном псалме: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Тогда французскому неверу ничего не осталось, как сконфуженно раскланяться с митрополитом.