Далматия
Далматия – ныне область Австро-Венгрии, расположена узкой полосой по берегу Адриатического моря на площади в 12834 кв. миль (от 44° 52' до 42° с. ш). Впервые на мировую сцену далматинцы выступают во II в. до Р. Хр., когда они пришли в столкновение с могущественными римлянами, которые в 156 г. до Р. Хр. организовали против них первую экспедицию, а при Августе и окончательно присоединили к себе. Христианство проникло сюда еще в апост. век, когда ап. Павел повелел Титу отправиться туда с о. Крита для просвещения светом Хр. учения и этой области (2Тим.4:10). Первым епископом был Домний из Антиохии. Процветания Д. достигла, когда на римском престоле появился Диоклетиан, родом далматинец, который даже резиденцию свою перенес в главный город Д. – Салоны. В VI в. в Д., теснимые аварами, пришли и славяне – сербы и хорваты, которые в VII в. и утвердились здесь, разделив страну на части, известные под именем жупаний. В Х в. среди далматских жупанов, которые вообще зависели то от Византии, то от Зап. Рим. империи, большую известность приобрел Томислав (912–340 гг.); а в следующее столетие один из его преемников – Звонимир (1071–86 гг.) принял королевский титул. Вместе с тем, появляются в пределах Д. венецианцы, которые надолго и овладевают ею. После падения Венецианской республики (1797 г.) Д. переходит к Австрии, которая вынуждена была в 1806 г. уступить ее Наполеону. На венском конгресс в 1815 г. Д. снова была отдана Австрии. В 1848 г. Д. входит в состав Хорватского королевства. В 1860 г. была произведена реформа политического устройства Австрии и Д. была включена в состав, собственно, Австрии (Цислейтании). Две попытки со стороны Австрии ближе подчинить себе Д. (введением общей воинской повинности и обезоружением жителей) вызвали два серьезных восстания, из которых одно было в 1869 г., а второе – в 1881 г. Управляется Д. сеймом, состоящим из 43 представителей, среди которых находятся и два епископа г. Зары – православный и римско-католический.
Далматия издавна служит яблоком раздора между Константинополем и Римом, которые и доселе не перестают спорить из-за духовного обладания этой прекрасной областью. В настоящее время к римской церкви принадлежит до 500 т. душ, распред. в 6 диоцезах. Правосл. население делится на две епархии – Зарскую и Катаррскую, из коих в первой считается (по переписи 1901 г.) 76,866 душ и во второй 28,722. Зарская епархия имеет 5 благочиний и 54 прихода; духовенства числится 89 священников, из коих 41 принадлежат к белому и 28 к монаш. духовенству. Церквей числится 82 и 3 монастыря. Катаррская епархия состоит из 4 благочиний и 43 приходов. Церквей и часовен числится до 208 и монастырей 9. Народное образование в обеих епархиях стоит довольно высоко, почти при каждой приходской церкви имеется школа, а в Заре имеется высшая богословская семинария, в которой в 1900 г. состояло 8 профессоров и 31 студ. Во главе Зарской епархии стоит известный ученый архиепископ Никодим Милаш (назнач. в 1890 г.), магистр Киевской дух. академии, автор многих церковно-исторических исследований и такого капит. труда, как «Курс православно-церковного права» (в двух томах, – имеется и в русск. переводе Спб. 1897 г.), почетный член Спб. дух. академии и сотрудник ж. «Странник». Во главе Катаррской епархии стоит Герасим Нетранович, посвящ. в 1894 г. и два года тому назад отпраздновавший 80-ю годовщину своего рождения. В 1873 г. обе епархии причислены к Карловицкой митрополии, которая имеет под своею властью не менее 600,000 душ правосл. населения. С 1862 г. в Заре существует славянское ученое общество – «Далматинская матица», которое немало содействует развитию славянского самосознания в крае, а также развитию народного образования.
Литература. Березин Л. В. Хорватия, Славония, Далмация и Военная граница. Спб., 1879 г.; Смирнов И. Н. Отношение Венеции к городским общинам Д. с XII до пол. XIV в. Казань, 1881 г.; Лопухин, А. П. «История Хр. Церкви в XIX в.», т. II, Петр. 1901 г. Echos d’Orient, № 8, 1902 г.
В.Е.