Источник

Гуго

Гуго – имя нескольких видных богословов, из них наиболее известны:

1) Гуго Сен Виктор, вместе со своими современниками Абеляром и Бернардом, один из наиболее влиятельных богословов XII века (род. ок. 1097 г.; ум. 11 февр. 1141 г.). Он отдался созерцательной монашеской жизни и прославился, скорее, благочестием и умозрительною мыслью, чем деятельным участием в церковных делах своего времени. Его именно нужно считать действительным основателем средневекового мистицизма во Франции, потому что Бернард Клервосский, в существенных пунктах своих мистических умозрений, находился от него в зависимости. То же самое можно сказать и о Петре Ломбарде. Последующие поколения дали ему титул «дидаскала» (учителя) или друга Августина. Две местности спорят за честь быть местом рождения Г.: деревня Ипрес во Фландрии и Саксония. Бенедиктинцы, в XII томе «Литературной истории Франции», приводят три свидетельства из старых авторов в пользу первого. Но есть более важное свидетельство в пользу Саксонии: на надгробном камне надпись гласит, что Г. был родом из Саксонии («огigene Saxo»). Пройдя школу в Гаммерслебене, он, вместе с своим дядей, архидиаконом Гуго Гальберштадтским, отправился во Францию и поступил в знаменитое монастырское заведение Св. Виктора близ Парижа. Через пятнадцать лет после этого он сделался учителем школы, каковое положение занимал восемь лет. Среди его учеников были знаменитые впоследствии Адам и Ришар Сен-Викторские. Г. находился в близких отношениях с Бернардом, но не принимал выдающегося участия в общественных делах церкви и государства. Он был человек нежного и болезненного телосложения. Сочинения Г. чрезвычайно многочисленны. Его сочинения, отличающиеся более мистической тенденцией, принадлежат к первому периоду его деятельности. Среди них особенно известны три трактата: «О ковчеге нравственном», «О ковчеге таинственном» и «О суетности мира», в которых он сравнивает Ноев ковчег с церковью, душу в этом мире – с душой, находящейся в мире с Богом, и проч. Его экзегетические сочинения содержат в себе краткое введение в Св. Писание, толкования на Пятикнижие и другие исторические книги Ветхого Завета, на Псалмы и Плач Иеремии, и 19 бесед на книгу Екклесиаст. Другие, приписываемые ему, комментарии (на Евангелия Луки, Иоанна и др.) весьма сомнительной подлинности. К последнему периоду жизни Г. принадлежат три наиболее ценных его сочинения. Ernditio didascalia есть целая Энциклопедия, в трех книгах содержит рассуждения по естественным наукам, и представляет, своего рода, введение в церковную историю и в Св. Писание. Опираясь на авторитет бл. Иеронима, он в этом втором отделе проводит резкую грань между каноническими и неканоническими книгами, и, в то же время, по-видимому, придает творениям отцов церкви одинаковое значение с каноническими книгами. Другие два сочинения последнего периода (Summa sententiarum и «О таинствах Христовой веры») содержат в себе изложение богословских воззрений Г. В последнем он определяет свое отношение к Абеляру, от которого, как и от Ансельма, он находится в зависимости в некоторых из своих воззрений. К числу богословских его сочинений принадлежит также сочинение под заглавием: «Дела творения и дела восстановления». Тут он трактует о Св. Троице и о трех основных божественных свойствах: всемогуществе, мудрости и любви. В вопросе о происхождении зла он далек от поверхностных тонкостей схоластиков позднейшего периода. Первородный грех, по его учению, состоит в неведении и конкуписценции. Он упоминает пять таинств: крещение, евхаристию, миропомазание, елеосвящение и брак. В трех отделах по эсхатологии он рекомендует молитвы святым.

Творения Г. издавались много раз, и наиболее известны издания: Париж, 1518 г. (неполное) и 1526 г., в 3 томах, более ценное; Венеция, 1588 г.; Майнц, 1617 г.; Кельн, 1617 г.; Руан, 1648 г. (в 3 томах лучшее). Минево издание в его патрологии представляет собой простую перепечатку, без всякой критики. Самая обстоятельная монография написана Либнером, под заглавием: «Гуго Сен-Виктор» (1832 г.).

2) Гуго Сен Шер (De Sancto Caro), называемый также Гуго De St. Theodorico, род. в Сен-Шере, пригороде Вьенны, в Дофине; изучал богословие и каноническое право в Париже; вступил в доминиканский монастырь в 1224; возведен был в сан кардинала Иннокентием IV, в 1245; и умер в Орвиетто, в 1263: Это был ученый человек, который принимал деятельное участие в споре между Вильгельмом Сент-Амульским и нищенствующими орденами, и был членом комитета, составленного для исследования Гергардова сочинения: «Введение в вечное евангелие». Его собственные сочинения, скорее, носят собирательный, чем самостоятельный характер. Его «Постилла на всю Библию» дает краткие объяснения – буквальные, аллегорические, мистические и нравственные – отдельных слов и содержит много курьезных вещей. Но его «Конкорданция на св. Библию», называемая также: «Конкорданция св. Иакова» (потому что ему в составлении ее помогали монахи доминиканского монастыря Св.Иакова»), или «Конкорданция Англиканская» (потому что цитаты ее впоследствии писаны были английскими монахами, жившими в Париже), сделалась образцом для всех последующих изданий этого рода. Много сочинений с его именем доселе существует в рукописи, хотя и сомнительно, все ли они принадлежат ему.

3) Гуго Гроций знаменитый датский государственный муж, законовед и богослов; род. в Дельфте, 1583, и ум. в Ростоке, 1645. Его жизнь тесно связана с судьбой арминиан. Его вклады в экзегетическую и апологетическую литературу, в систематическое богословие и в каноническое право также дают ему право на видное место в истории богословской мысли. Он происходил из знатного рода; отец его был адвокат, занимавший положение бургомистра и попечителя в лейденском университете. Редко еще встречается в истории такая скороспелость, какую мы видим в лице Г. Девяти лет он уже сочинял латинские стихи; в 16-летнем возрасте издал Марциала Капеллу, а 23-х лет был генеральным адвокатом Голландии. Одним из его профессоров был Иосиф Скалигер. Иоанн Барневельдский рано признал в нем талант и взял его с собой во Францию. Гроций специально посвятил себя изучению законоведения и с большим интересом отдался литературе. Самыми ранними его сочинениями, кроме нескольких изданий латинских авторов, были три драмы («Страждущий Христос», «История Иосифа» и «Изгнанный Адам») и исторический труд о Батавианской республике (1610). Но он вскоре принял участие в богословских спорах, волновавших Голландию в то время, и поддерживал арминиан. После победы гомаристов (кальвинистов) на съезде в Дорте, он был осужден (1619) на постоянное тюремное заключение в Левештейне. Во время этого тюремного заключения он написал несколько своих сочинений. Благодаря находчивости своей жены, ему удалось бежать. Он спрятался в ящик, в котором, обыкновенно, приносили и выносили из его кельи книги и одежду. В этом ящике его отнесли в дом одного его друга, и он, переодевшись каменщиком, бежал во Францию. Людовик XIII назначил ему пенсию в 3,000 ливров, и вообще, он пользовался вниманием и почетом. Однако, вследствие нерасположения к нему Ришелье, он должен был оставить Францию; но, благодаря благосклонности Христины, ему оказан был прекрасный прием в Швеции. Она отправила его посланником во Францию, где он и оставался в течение десяти лет. Он был отозван по своей собственной просьбе, так как намеревался провести остальные годы своей жизни на родине. Корабль, на котором он отправился, был сбит бурей со своего пути. Он заболел, доехал до Ростока и там умер со словами молитвы на устах: «Боже! буди милостив ко мне грешному». Тело его погребено в Дельфте. Здесь не место говорить о видных заслугах Гроция в качестве истолкователя законов природы и народов; достаточно сказать о нем, только как о богослове. Его большой истолковательный труд («Примечания к Ветхому и Новому Завету») долго оставался без употребления, но сделался популярным вследствие свободы автора от догматических предрасположений и вследствие его старания повсюду доискиваться простого филологического и исторического смысла. Его апологетический труд («Об истине христианской религии») был написан в тюрьме, но впервые издан в 1627. Он был предназначен для моряков, которые приходили в соприкосновение с магометанами и язычниками. Он пользовался большою популярностью до недавнего времени и был переведен на французский, английский, китайский, малайский, арабский и многие другие языки, как лучшее произведение в своем роде. Гроций был арминианин, но отвергал ставившееся ему в упрек пелагианство, и в своей «Защите кафолической веры касательно удовлетворения Христа, против Социна» (1617) отрицал всякую наклонность к социнианству. Исходя из строго Ансельмовой теории, он, на место действительного удовлетворения со стороны Христа, ставил божественное прощение ради Христа. В смерти Христа, удовлетворившей оскорбленное величие Божие, он видел страшный пример наказания, предназначенный для того, чтобы удерживать людей от греха.

Богословские труды Гроция; Opera Theologica, были изданы в Амстердаме, 1644–1646, 3-й том in folio перепеч. в Лондоне, 1660.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle