Источник

Григорий (Николай Иванович Борисоглебский)

Григорий (Николай Иванович Борисоглебский), архимандрит. Сын священника Новосильской соборной церкви (Тульской епархии), родился в 1867 г. в младенчестве лишился отца, вырос в нужде, высшее образование получил в Московской дух. академии, на 4-м курсе пострижен в монашество тогдашним ректором академии о. Антонием (Храповицким), 25 февраля 1891 г., по окончании академического курса был оставлен при академии стипендиатом, и с начала 1892 г. занял в академии освободившуюся кафедру нравственного богословия, а в мае того же года назначен и. д. инспектора академии. В том же году за сочинение «Третье великое благовестническое путешествие св. ап. Павла. Опыт историко-экзегетического исследования», Сергиев Посад, 1892, получил степень магистра богословия и вскоре затем был утвержден в своих академических должностях. С 12 июня 1891 г. он был иеродиаконом, с 11 января 1892 г. иеромонахом, с 30 марта 1893 г. архимандритом. Еще до монашества, в бытность студентом, он выделился своим даром проповедничества. Когда ректором, о. Антонием, были заведены в академии внебогослужебные собеседования, он явился одним из ревностнейших деятелей и, обладая прекрасным голосом, устроил при собеседованиях прекрасное пение молитв и церковных песнопений. Живая натура влекла его к практической деятельности, а писательский талант – к литературно-научной, и в обеих областях им сделано немало. Кроме магистерской диссертации, ему принадлежат: несколько проповедей в «Моск. Церк. Ведомостях 1890–1892 гг.: неоконченный очерк «Воспитанники Моск. дух. академии из Тульской дух. семинарии за 75 лет» (1814–1889) – в «Тульских Еп. Ведомостях» 1889–1891 гг.; статья (из семестрового сочинения) «Сочинение блаж. Августина о Граде Божием, как опыт христианской философии истории» – в «Вере и Разуме» 1891 г.; «Отец архимандрит Павел Прусский и значение его сочинений для полемики с расколом» – в «Страннике» 1892 г. (тоже семестровое сочинение); «Памяти почившего оптинского старца о. иеросхимонаха Амвросия» – в «Церк. Ведомостях» 1891 г.; «Сказание о житии оптинского старца, о. иеросхимонаха Амвросия» – в «Душепол. Чтении» 1892–1893 гг. и отдельною книгой, М. 1893; в «Богословском Вестнике» 1892 г. им напечатана магистерская диссертация, речь, вступительная лекция («Возрождение по учению преп. Макария Египетского») и нек. др. «В этих учено-литературных трудах, как и во всей недолговременной, но кипучей, многообразной и напряженной деятельности о. Г. как в чистом зеркале, ясно отражаются возвышенные стремления и свойства его прекрасной души и степень духовного совершенства, которого он достиг в короткое время. Широкие порывы и замыслы, высокие идеалы и светлые надежды, при глубокой религиозной вере, одушевляли всю его деятельность». Сам он лично был очень скромного мнения о себе, послушен, как подобает монаху, «исполнен самоотвержения и неистощимости терпения», при детской непорочности души. «Искры огня Божественного, возженного в его душе от света истины и любви Христовой, светились едва не в каждом его слове и действии, блещут едва не на каждой странице его учено­-литературных трудов. Его горячее участие к скорбям, радостям и нуждам ближних, особенно же студентов академии, недаром вызывало общую взаимную любовь и признательность их к нему». Будучи истинным иноком по образу жизни, он, в то же время, был представителем новейшего иноческого направления и «спасение своей души видел в своем служении спасению ближних». Ярко горевший светильник скоро сгорел. Обострившаяся болезнь почек заставила его оставить академическую службу и отправиться на юг. Ему в октябре 1893 г. предоставили место настоятеля посольской церкви в Константинополе. Вернувшись из Крыма, где он пролечился все лето и половину осени, о. Г. простился с академией, 17 ноября оставил дорогой ему Сергиев Посад, при общей скорби о разлуке, приехал в Москву и здесь, остановившись в гостинице Флоренция, 18 ноября 1893г. скончался на руках, сопровождавших его, помощника инспектора и студента-иеромонаха. Академия перевезла его тело в Посад и похоронила на своем кладбище.

«Памяти архимандрита Григория», Сергиев Посад, 1894. – «Богословский Вестник» 1893 г., кн. 12 и 1894 г. кн. 1 и 2. – Свящ. И. Μ. Миловский, «Воспоминания об о. архим. Григории (Борисоглебском)». Μ. 1897. – «Душепол. Чтение» 1897 г., кн. 2.

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle