Грациан – римский император
Грациан – римский император; род. в Сирмии, 359 г.; убит в Лионе, 25 авг. 383 г.: после своего отца, Валентиниана I, наследовал престол Западно-Римской империи, в 375 г., а от своего дяди Валента – престол Восточно-Римской империи, в 378 г. В этом последнем году он избрал Феодосия своим соправителем. Политика, которой он держался по отношению к церкви и в которой он пошел еще дальше под влиянием Феодосия, имела весьма важные последствия. При нем допускалась полная религиозная свобода, т. е., язычеству, арианству и православию предоставлено было бороться между собою своими собственными средствами. Затем на его церковную политику оказал сильное влияние св. Амвросий Миланский. В 376 г. Г. запретил еретикам собираться для каких-либо религиозных целей, конфисковал принадлежавшую их церквам собственность и передал здания православным. В 377 г. он освободил всех служителей православной церкви, вплоть до «остиария» (привратника), от всех муниципальных повинностей и личных налогов, и в 379 г. он даже освободил от всяких пошлин розничную торговлю, которою низшее духовенство занималось в Иллирии, Италии и Галлии. В 381 г. собор Константинопольский произнес анафему на всех, не признававших Никейского символа веры. После восшествия на престол Феодосия, язычество поставлено было в такое же положение, как и ереси. В 381 г. отступники от христианства в язычество лишены были права делать завещания. В 382 г. все жреческие привилегии, даже привилегии весталок, и всякие пособия со стороны государства, были отняты у язычества, и недвижимые имущества, принадлежавшие языческим капищам, были конфискованы. Затем последовали эдикты против жертвоприношений, гаруспиций, и т. д. Жертвенник победы, находившийся в палате сената, был удален, и Г. отказался принять эмблемы должности Pontifix Maximus, потому что они для него, как христианина, были предметом соблазна. Понятно, что, вследствие этих мероприятий, языческие историки сравнивали его с Нероном, зато православные восхваляли его. При тогдашних обстоятельствах, нетрудно понять, что столь решительные его меры против язычества должны были возбудить во многих местах недовольство. Враги воспользовались его невинными слабостями, особенно его страстью к охоте и пристрастием к аланам, чтобы возбудить против него солдат, и поэтому он, при одном военном бунте, был убит в Лионе, 25 авг. 385 г.