Источник

Гостеприимство

Гостеприимство. Жизнь человека протекает в семье, в обществе, в государстве, в церкви... Начинаясь в семье, она постепенно захватывает все больший и больший круг. Некоторым переходом семейных взаимоотношений к отношениям широко-общественного характера служит общение данной семьи с лицами, не принадлежащими к ней. Оно принимает различные формы: форму гостеприимства, дружеск. союзов и проч. – Г. ведет свое начало с самых первых времен существования человечества на земле. Появилось оно неизбежно и вполне естественно. Приходилось одному человеку или нескольким путешествовать. Удобств передвижения с места на место, подобных нынешним, в отдаленные от нас времена не было: путешествия продолжались долго, и путешественникам, за отсутствием гостиниц, постоялых дворов и пр., волей-неволей приходилось просить Г. Оно оказывалось, между прочим, уже по тому одному, что гостеприимец и сам мог со временем нуждаться в нем же во время своих путешествий. Обе стороны, словом, имели в виду, между прочим, и свои выгоды. Неудивительно, что отсюда обязанность Г. затем сделалась священною и получила характер добродетели наряду с другими, известными тем или иным народностям древнего времени. И действительно, она была проявлением любви человека к ближнему, или практиковалась не в корыстных исключительно целях, а и по чистым побуждениям. Помимо оказывания ближнему материального содействия, гостеприимец в данном случае много помогал охранению личности человека (гость, как известно, считался особою «неприкосновенною», пока не оставлял приютившего его дома), что в те времена, когда в основе взаимоотношений народов лежал, обыкновенно, лишь принцип борьбы за существование, было весьма ценно. Уже Авраам принимает к себе странников (Быт. 18), принимает их и Лот (Быт. 19)... Г. весьма широко распространено было и у язычников, прекрасно понимавших всю огромную его важность. Припомним, что об этом рассказывается, напр., в Одиссее Гомера, появившейся задолго до христианской эры: как радушно, необыкновенно сердечно приняли странника – Одиссея Алкиной с супругою?.. Впрочем, Г. сохраняется и во все последующее время вплоть до наступления новых веков. Даже в мрачную средневековую эпоху оно, как известно, процветает, что было особенно ценно ввиду того бесправия, какое в то время, время царствования грубейшей физической силы, всюду о себе красноречиво заявляло. Изменился взгляд на Г. лишь с наступлением новых времен. Причины понятны: при нынешних удобствах путешествий, при существовании множества гостиниц и проч., теперь можно объехать вокруг земли, не прибегая к помощи гостеприимца. Кроме этих причин, имеют свое значение также и некоторые другие, лежащие в самом строе общественной и индивидуальной жизни. Впрочем, если в больших городах Г. практикуется лишь между знакомыми и родственниками (хорош и этот вид его: здесь названные лица могут действовать друг на друга просветительным, облагораживающим образом, могут поддерживать друг друга и материально, и проч.), то в деревнях и селах, где и поныне в известной степени продолжают иметь смысл старинные условия, благоприятные для Г., последнее в некоторой мере практикуется и теперь. Конечно, цивилизация совершит свое дело, – и в деревнях древнее Г. будет только воспоминанием также; но об этом придется только пожалеть, так как, помимо всего прочего, причиною здесь является эгоизм, стремление лишь к личному благополучно, обособление себя от других... что ныне все более и более о себе заявляет... Однако истинным христианам не следует забывать о Г. «Ревновать о странноприимстве» ясно советует св. ап. Павел (Рим.12:13). Он рекомендует «не забывать страннолюбия», присовокупляя, что «через него» (т. е., через страннолюбие) «некоторые, не зная, оказали гостепримство ангелам» (Евр.13:2). Под некоторыми он разумеет, конечно, Авраама и Лота. Всякий из нас, по смыслу его слов, помимо того, что исполнит долг человеколюбия, может из Г. извлечь себе еще и некоторую выгоду, как извлекли и те древние мужи... Да и Сам Господь скажет на страшном суде: «Я был странником, и вы приняли Меня» (т. е., разумеется, сделали это одному из сих братьев Его меньших) (Мф.25:35, 40)... Конечно, иногда люди злоупотребляют оказываемым им Г., но без злоупотреблений дело не обходится нигде, и очевидно, что не на основании последних нам надлежит судить о норме.

См. нашу статью: «К вопросу об условиях нормального течения жизни христианской семьи»: «Христ. Чтен.» 1898 г., апрель, стр. 553–555. Чит. нашу также брошюру: «О христианской семье и связанных с нею вопросах»; Спб. 1901 г., стр. 49–51. Ср. «Христианское учение о нравственности» Г. Мартенсена (в перев. А. П. Лопухина); т. II. Спб. 1890 г., стр. 502–503.

А. Бронзов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle