Источник

Господа и слуги

Господа и слуги. В семье, кроме лиц, связанных между собою тесными узами родства, весьма часто находятся еще и так называемые слуги. Отношения между Г. и слугами так определяются Словом Божием: «рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими, и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф.6:5–9). Наставление, преподаваемое Словом Божиим, так ясно и определенно, что в каких-либо комментариях вовсе не нуждается. Если бы между Г. и слугами установились такого рода отношения, тогда последние в обитаемом ими доме были бы не внешним сторонним каким-либо элементом, а тесно связанным со всеми остальными, – они были бы также своего рода членами данной семьи. В прежнее время у нас – на Руси, да и во многих других местах дело, в общем, так и обстояло: слуги считались одним из важных элементов семьи, им отсюда доверялись семейные тайны, у них нередко спрашивали советов и т. п.; благополучие Г. было их благополучием, а невзгоды – их невзгодами. Коротко сказать: между сторонами устанавливалась связь не случайная и не ничтожная, а постоянная и имевшая глубокий внутренний смысл. В наши дни подобное положение дел, быть может, где-либо еще и встречается, но уже, конечно, как исключение только – не больше. В наши дни, когда всюду только и слышно, что речь о равенстве всех людей между собою, кто бы они ни были, – равенстве, понимаемом, обыкновенно, во внешнем, преимущественно, смысле (вопрос о внутреннем тождестве природы всех интересует современников, обыкновенно, не в такой степени), – каждый (почти) слуга старается показать своему господину, что он ни в чем не ниже последнего, и что, если этот позволит себе что-либо лишнее в отношении к нему – слуге, то он, конечно, сейчас же и уйдет от такого господина, и даже при случае привлечет его к судебной ответственности. Отношения между слугами и Г. – только внешние, даже большею частью с оттенком как бы некоторой воинственности: господин заботится о том, чтоб побольше получить выгод от слуги, по возможности меньше платя ему, по возможности дешевле содержа его, мало заботясь о предоставлении ему даже более или менее приличного помещения и проч., – а слуга, в свою очередь, – о том, чтобы поменьше услуживать своему господину, по возможности больше, однако, получая от него... Теперь уже не приходится (за немногими, разве, исключениями) слышать о том, что такой-то или такой-то слуга с опасностью для своей собственной жизни содействовал благополучию своего господина; чаще же, напротив, мы читаем известия о покушении слуг на имущество и даже на самую жизнь Г... Деньги – вот руководящий лозунг нашего времени. Деньги – вот (почти) единственное начало, связывающее ныне слугу с господином. Отсюда, особенно в больших городах, слуги в течение какого-либо небольшого, сравнительно, промежутка времени успевают перебывать у значительного количества господ. Впрочем, и последние ныне, со своей стороны, до известной степени содействуют подобному положению дела, иногда удаляя слугу за самую ничтожную (даже лишь кажущуюся только) провинность. Та и другая сторона, руководствуясь лишь эгоистическими влечениями и расчетами, заботятся, – иногда сами того не замечая, – как бы намеренно об ухудшении их взаимоотношений, а через то и об их собственном вреде. При нынешних условиях вышеприведенное апостольское изречение представляется подчас даже непонятным; но, во всяком случае, бесспорно было бы желательно, в видах общего благополучия, возвращение к старинному порядку дел, насколько и как это возможно при нынешних условиях жизни, что само собою уже ясно и само по себе здесь предполагается.

См. нашу статью: «К вопросу об условиях нормального течения жизни христианской семьи»; «Христ. Чт.» 1898 г., апр., стр. 551–553. Чит. также нашу брошюру: «О христианской семье и связанных с нею вопросах», Спб. 1901 г. стр. 47– 49. Ср. «Христианское учение о нравственности» – Г. Мартенсена (в перев. А. П. Лопухина); т. II, Спб. 1890 г., стр. 500–502.

А. Бронзов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle