Газе Карл Август
Газе Карл Август, известный немецкий протестант, историк церкви, род. 25 авг. 1800 г., в Саксонии; после смерти отца, раннюю молодость провел в довольно стесненных обстоятельствах; учился в Альтенбурге и Лейпциге. Там он вел разгульную студенческую жизнь, был удален из Лейпцига, отправился в Эрланген, где, собственно, и занялся более тщательным изучением богословия. Сдав кандидатский экзамен, он отправился в Тюбинген, где сделался магистром и получил право читать лекции. Он читал экзегетику и «Жизнь Иисуса». В это время Г. издал свое первое сочинение: «Завещание старого пастора» (Тюбинген, 1824), в котором он, подражая Жан Полю, несколько мечтательно излагал свои воззрения на религию, мир и жизнь. Вдруг он был арестован, так как оказался соучастником одного швейцарского анархического общества. После 11-месячного ареста, он был помилован и удален из страны. Во время сиденья в крепости, он написал сочинение под заглавием: «Прозелиты», составляющее почти шутливую прелюдию к его позднейшей «Полемике», так как в этом сочинении католик и протестант, после сильных восхвалений каждым своего вероисповедания, в конце концов, обращаются в вероисповедание один другого. Там же он приготовлял издание Догматики, которое закончил в Дрездене (Штутгарт, 1825; 6-е изд. Лейпциг, 1870). В этом сочинении, покоящемся на основательном историко-догматическом изучении, автор, стараясь научно понять тайну откровения, приходит в своих результатах, однако, к довольно заметному рационализму, причем, впрочем, учение вульгарного рационализма в нем подвергается осуждению. Г. порешил устроиться в Лейпциге, где и занялся богословскими и церковноисторическими трудами. Там им, кроме «Символических книг» евангелической церкви, или Конкордии (в 2 т., Лейпциг, 1827; 3-е изд. 1850), издан был ряд сочинений, как: «Гносис или евангельское вероучение для образованных лиц» (3 тома, Лейпциг, 1827–29), а также сочинение Hutterus redivivus, «Догматика евангелическо-лютеранской церкви» (Лейпциг, 1828; 12-е изд. 1883). Основною мыслью книги было изложить догматику старо-лютеранской ортодоксии так, как, вероятно, стал бы учить в XIX веке один из ее представителей «и, верный староотеческой вере, выступил бы на защиту ее против изменившегося века». Затем он издал, в качестве учебника, свои чтения о «Жизни Иисуса», проникнутые сильным рационалистическим духом, хотя в нем Г. твердо держится Евангелия Иоанна и достоверности воскресения. Получив приглашение в Иену, Г., по преимуществу, остановился на изучении церковной истории и более полустолетия выступал в качестве одного из видных церковных историков. Его «Учебник церковной истории», изданный в Лейпциге в 1834, имел более 20-ти изданий. Этот учебник представлял собою нечто совершенно новое. Отбросив много бесполезного балласта, состоящего из голых чисел и имен, он, по преимуществу, обращает в нем внимание на то, что имело влияние на церковную жизнь, и что дотоле считалось принадлежностью лишь истории догматов, искусства и культуры. С изумительным прилежанием Г. исследовал все доступные ему источники, литературу которых обстоятельно приводит. Мастерски умел он оценивать отдельные церковно-исторические лица и события, в их значении для общего развития, и находить для них всегда удачное и меткое слово, которое часто заимствуется из собственных изречений знаменитых лиц или современных свидетельств; при этом богатый материал «учебника», при всей его краткости, излагается прекрасным художественным языком. Наконец, из его отдельных монографий можно назвать: «Два архиепископа» (Лейпциг, 1839) – эпизод из церковно-религиозной борьбы в Пруссии; «Франциск Ассизский» (Лейпциг, 1854), и «Екатерина Сиенская» (Лейпциг, 1862). Как бы в виде отдыха от тяжелых научных трудов, он написал рассказ о днях своей юности до вступления на Иенскую профессуру, под заглавием: «Идеалы и заблуждения» (Лейпциг, 1872). После этого для Г. оставалось только издать свои чтения, и он стал издавать их. Так, сначала он издал «Историю Иисуса по академическим чтениям» (Лейпциг, 1875), а уже перед концом своей жизни издал «Церковную историю на основе академических лекций». Он скончался в 1890 г., 90-летним старцем, оставив после себя богатое наследие в области догматики и церковной истории. Полное собрание сочинений Hase изд. в Лейпциге, 1892 г.