Голубев Стефан Тимофеевич
Голубев Стефан Тимоф. – заслуж. орд. проф. киевской дух. академии по кафедре Истории и обличения раскола, доктор богословия. Сын протоиер. Пензенской губ., Нижнеломовск. у. Родился в 1849 г. Образование получил – первоначальное в духовном училище, среднее – в Пензенской духовн. семинарии и высшее – в Киевской духовной академии, где прослушал курс лекций по церковно-историческ. отделению и в 1874 г. получил степень кандидата богословия. По окончании курса оставлен был при академии в звании приват-доцента и читал лекции по истории юго-зап. русской церкви. В 1883 г. получил степень магистра богословия за сочинение: «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники». Киев, 1883 г., и в следующем – 1884 году утвержден был в звании доцента академии по занимаемой им ныне кафедре, причем церковно-практическое отделение ходатайствовало о предоставлении ему, ввиду его литературных трудов, звания экстраординарного профессора. В 1899 г. получил степень доктора богословия за сочинение на ту же тему (Киев, 1898 г.) и звание ордин. профессора. С 1 февр. 1900 г. состоит заслуж. ордин. профессором академии. Из литературных трудов проф. Г. самый важный и основной – «Киевский митрополит Петр (Могила) и его сподвижники». Над этой работой автор трудился целых 25 лет. Первоначально она была издана в 1883 г., когда автор удостоен был за нее степени магистра богословия. После этого, в течение 15 л. проф. Г. снова посвятил себя обстоятельному и всестороннему исследованию своего предмета, кропотливо собирал отовсюду материалы, для чего предпринимал разные поездки в архивы и библиотеки, и настойчиво, упорно, несмотря на все препятствия (раз пожаром уничтожены были собранные материалы) шел к своей цели, стремясь освободиться от тех недостатков, которых нечуждо было первое издание, обстоятельнее и полнее развить, что там было недостаточно твердо обосновано и развито, и, вдумываясь в сделанные возражения (напр., проф. Голубинским), рассмотреть подлежащие вопросы со всех возможных сторон и дать им прочно обоснованное и точное решение. В результате таких трудов появилось вполне новое и самостоятельное сочинение, в котором строго критически проверены каждый источник, каждое пособие, каждое известие и каждый факт, – сочинение капитальное и обширное не по объему только, а и по предмету содержания: «это строго научная и основательная история западнорусской православной церкви за время управления ею митрополита Петра Могилы». «При чтении этого труда чувствуется, что автор до такой степени близко знаком с тем, о чем он говорит, и так глубоко проникся духом изображаемой эпохи, что он как бы сам переживал то самое, о чем он рассказывает». – По изложению сочинение не только безукоризненно, но в иных случаях – художественно обработано. «Автор так умело пользуется оборотами старинного южнорусского языка, так хорошо переплетает старинную речь со свойственным вообще ему прекрасным литературным изложением, что в иных местах получается впечатление, как будто слышишь говорящими между собою тех исторических деятелей, которых он выводит пред умственным взором читателей» (из отзыв. доц. свящ, Ф. Титова. Журн. сов. Киев. дух. ак. 1899 г., стр. 211–213). За это сочинение автор был удостоен докторской степени и премии; полное заглавие его: «Киевский митрополит Петр (Могила) и его сподвижники. Опыт церковно-исторического исследования». Т. II, Киев, 1898 г. (изд. 1883 г., т. I). Кроме означенного труда, перу проф. С. Г. принадлежит много других произведений, напечатанных в разных периодических изданиях. Так, еще в 1872 г. им напечатана была статья в «Труд. Киевск. Дух. Акад.»: «Описание дворянских гербов в произведениях южнорусских духовных писателей XVII в.» (удост. Евгение-Румянцевской премии); затем, в том же журнале 1876 г.: – «Библиографические заметки о некоторых старопечатных церковно-славянских книгах XVI и XVII столетий»; «Археологическая заметка о памятниках старины, находящихся в некоторых монастырях Волынской епархии»; 1877 г.: «Две неизданные драматические пьесы XVIII столетия» (Сильвестра Ляскоронского); 1882 г.: статья «О первых временах Киево-Богоявленского братства и школы при нем». В «Правосл. Обозр.» 1876 г.: «Вступление Петра Могилы в киевскую митрополию и его отношения к своему предшественнику Исаии Копинскому»; в «Руков. для сельск. паст.» 1878 г.: «Попытки к соединению церкви православной и униатской в первой половине XVII столетия»; в «Трудах 3-го археолог. съезда в Киеве»: «О составе библиотеки Петра Могилы»; в «Киевской Старине»: «О начале книгопечатания в Киеве»; «Киево-Печерская обитель в конце XVI и начале XVII в.» (1876 г.); в «Киевск. епарх. вед.» 1885 г.: «Защита святости и православия Киево-Печерских угодников в сочинении Сильвестра Коссова: Paterikon», 1874 г.: «Exegesis Сильвестра Коссова»; 1877–78 г.: «Очерк истории литературы церкви западнорусской» (перев. с польск. с примечаниями); «Киево-Печерская обитель в конце XVI стол.» и несколько других статей по истории западного края. Все эти работы, за немногими исключениями, велись, по отзыву проф. Ив. Малышевского и А. Розова (см. Журн. сов. Киевск. дух. акад. 1883 г., засед. 15 сент.), не отрывочно, а систематически, обнимая научные вопросы и предметы целой и определенной области, и каждая из них была ценным приобретением для науки, то по новости открываемых в ней материалов и фактов, то по критическому разбору и новому освещению уже известных исторических фактов, установлению более верного взгляда на них, исправлению исторических ошибок». Кроме того, перу проф. Г. принадлежат «Материалы для истории западнорусской православной церкви» (XVI и XVII ст.) («Тр. Киев. Дух. Акад.» 1878 г.); «История киевской духовной академии. Период до-Могилянский». Киев, 1886 г.; «Петр Могила до поступления на Киево-Печерскую архимандрию» («Стран.», 1882 г., I-II); «Архив юго-западной Руси (содержащий преимущественно полемику православных юго-западной Руси с латинянами и униатами (т. I) и с протестантами (т. II); «Историко-топографические изыскания и заметки о древностях киевских» («Тр. Киев. Дух. Ак.», 1899 г., I); «Неизвестное полемическое сочинение против папских притязаний в юго-западной России» (1633 г.) (ib. II); «К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII стол.» (ib. ХII). Им же печатались некоторое время в «Тр. Киев. Дух. Акад.» известия церковно-археологического общества каз. духовной академии; за 1901 г. помещена его речь: «Киевская академия в конце XVII и начале XVIII столетий» (XI).