Источник

Голландия

Голландия – на поприще церковной истории выступает лишь в конце XIV века, благодаря деятельности «братьев общинной жизни». Видное положение она заняла после реформации, когда быстро приняла учение Лютера, хотя последнее потом вытеснено было учением Кальвина, которое более соответствовало трезвому и холодному характеру нидерландцев, тем более что проповедники последнего на кораблях легче могли сноситься с этим морским государством, чем лютеране, через посредство рейнских епископий. Между этими вероисповеданиями завязалась ожесточенная партийная борьба, которая долго велась, пока не разрешилась, своего рода, отделением церкви от государства. Г., прежде всех других христианских государств пришла к признанию гражданского брака, как примирительного пункта между партиями, (гражданский брак, собственно, в Г. был введен в 1580 г., а в 1656 г. и во всех провинциях). Но вместе с тем, там не преминул получить широкое развитие и рационализм, который в голландской церкви приобрел такое преобладание, что в 30-х годах минувшего столетия наиболее строгие приверженцы ортодоксии вынуждены были отделиться от государственной церкви. В общем, положение церковных дел в Г. представляется в следующем виде. Из почти 3 3/4 миллионов жителей, более половины, почти два миллиона, принадлежит к прежней государственной церкви, теперь так наз. нидерландско-реформатской. По уставу 1816 г., она управляется синодом; но рядом с ним имеют большое значение отдельные общинные церковные советы и особенно так называемые классные собрания, составляются нечто вроде окружных синодов. Три различных направления мысли уживаются в этой церкви рядом между собою: свободомыслящее направление, которое стоит на точке зрения Тюбингенской школы и свой главный научный центр имеет в Лейдене; посредствующее, так называемое этическое направление, во главе которого стоит профессор ван-Остерзее, и, наконец, строго кальвинистическое направление. Главным вождем последнего выступает Кюйнер, который энергически ведет свое дело. Кроме того, существует еще особая церковь, так называемая с 1870 г. христианско-реформатская, которая держится дортрехтского исповедания и насчитывает до 130,000 душ. Наконец, сохранился остаток арминиан, которые, не признавая дортрехтского исповедания, исповедают евангелие Христа, в его целом, и насчитывают не более 6,000 душ. Среди сект, вышедших из реформатской церкви, более всех приверженцев насчитывают меннониты, насчитывающее свыше 44,000 душ. Они имеют собственную проповедническую семинарию в Амстердаме. Также и «армия спасения» находит довольно значительное количество приверженцев в больших городах. Что касается римско-католиков, то Г. есть единственная страна в Европе, где в течение столетий существуют две различных, открыто признанных римско-католич. церкви. Со времени официального введения реформации, римско-католич. епископии считались вакантными. Папы назначали на них апостолич. викариев, которые, однако, все более или менее придерживались янсенизма или были противниками иезуитов. В 1702 г. Климент XI назначил де-Кокка викарием, вместо отрешенного Кодде, но он был изгнан правительством. В 1723 г. Угрехтский капитул избрал нового архиепископа, а позже удалось назначить новых епископов и для Гаарлема и Девентера. Эти независимые от папы епископии сумели добиться покровительства правительства и до настоящего времени составляют центр старокатолической церкви, которая имеет до 6,000 душ. С нею в 1873 г. вошли в сношение немецкая и швейцарская старокатолические церкви, а в 1890 г. она вошла в состав общего союза старокатолической церкви. – Римско-католическая церковь получила особенное развитие с 1815 г. В 1853 г. Пий IX восстановил в ней иерархию, причем снабдил архиепископию Утрехтскую четырьмя суффраганными епископиями. Духовенство, прежде жившее добровольными приношениями, теперь получает жалованье от правительства, так что церковь в состоянии обращать свои доходы на содержание семинарий, развитие монашеских орденов и на постройку роскошных церковных зданий. Римская церковь насчитывает теперь свыше 1,300,000 душ. К евангелическо-лютеранской – принадлежит до 60,000 душ. Господствующее в последней направление, отзывается новейшим критицизмом, хотя в общественных кругах нет недостатка и в лицах, глубоко верующих, старающихся противодействовать рационализму. Голландская наука в настоящее время занимает видное место в Европе и в области библейской экзегетики оказала и оказывает немалые услуги, хотя, к сожалению, большинство этих богословских произведений носит на себе отпечаток рационалистических тенденций.

В Г. уже до реформации были свои переводы Библии, из коих один, сделанный в Дольфте в 1477 г. и существующей доселе, содержит текст В. Завета. Яков Лисфельд, в 1542 г. издавший голландский перевод всей Библии, был предан за это испанцами смертной казни. В 1619 г. была составлена на Дортрехтском синоде специальная комиссия из восьми богословов, которым поручено было озаботиться полным переводом Библии на голладск. язык, что было и исполнено ими под председ. проф. Валея в 1635 г. Вышедшая в Лейдене Библия получила название «Государственной Библии» (Лейден, 1637 г.), и текст ее сделался официальным для всей Г. Было несколько и янсенитских переводов книг и В. и Н. Заветов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle