Источник

Георгий Затворник

Георгий Затворник (в мире Георгий Алексеевич Машурин), сын дворянина, родился в Вологде в 1789 г., уже после смерти отца, которого во время беременности матери убили злоумышленники по ошибке, приняв его за другое лицо. Неутешная 22-летняя вдова осталась навсегда верною мужу, построила себе близ его могилы домик за городом и проводила с детьми жизнь в постоянном общении с миром загробным. У Г. была старшая сестра, которая, впрочем, скоро умерла, и он остался один у своей матери. В 1807 г. он поступил юнкером в Лубенский гусарский полк, потом перешел в Казанский драгунский, дослужился до чина корнета, в 1818 г. оставил военную службу и поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь, Воронежской епархии. Год он провел в послушании и безмолвии, потом затворился в сырой и холодной келлии и провел в затворе 5 лет. Ночью Г. почти не спал: читал полунощницу и помянник, потом полагал много земных поклонов, читал канон всем святым, три кафизмы из псалтири и жития святых. Это было постоянное его молитвенное правило нощное. Вместо сна позволял себе только несколько подремать сидя. День так же проходил в молитве и чтении душеспасительных книг. Его пищею была, обыкновенно, пятикопеечная булка на два дня, да вода с уксусом. Так как народ скоро стал собираться к его келлии, то Г. устроил в ней подземелье, куда и удалялся на день, выходя в келлию только ночью. Сношения с миром он поддерживал посредством записочек, которые клал на окне своей келлии. Тяжкие подвиги и жизнь в сырой и холодной келлии крайне расстроили здоровье Г. и по требованию настоятеля он, верный долгу послушания, перешел после 5-ти лет затвора в другую келлию, более удобную. Эта келлия состояла из пяти комнат. При входе в келлию стоял открытый гроб; в переднем углу – иконы и крышка от гроба, перед иконами столик с крестом и евангелием, у стен скамейки, на полу – рогожа вместо постели, в небольшом шкафчике – книги. Когда он замечал, что им овладевала леность, он обливался холодной водой, или бросался в снег нагой, или одевал вериги с острыми гвоздями. В новой келлии он стал принимать посетителей. Каждый посетитель должен был сначала сотворить молитву и входить мог только тогда, если слышен изнутри аминь. Вместе с входящим, Г. полагал три поклона пред иконами, потом вместе с ним прикладывался ко кресту и евангелию, лежавшим на столике у икон, потом оба кланялись друг другу в ноги, потом давали друг другу братское лобзание, а после этого начиналась и беседа. Не всех он принимал. Часто получал письма, на иные отвечал, на другие нет, некоторые сжигал даже не раскрывая. Утомленный множеством посетителей и писем, он хотел было уйти в другое место, но к нему однажды явился некто и сказал от имени старца Серафима Саровского, чтобы он не оставлял своего насиженного места, и Г. послушался. Он был известен даром прозорливости. 25 мая 1836 г., давно приготовившись к тому, Г. скончался в молитвенном положении пред образом страшного суда, в понедельник во время ранней обедни, в 7-м часу утра. Он был тайно пострижен с именем Стратоник, но так себя никогда не называл ни устно, ни письменно, и в памяти народной он остался с именем Г. Затворника. Мать его скончалась вскоре по поступлении его в военную службу. В 1827 г. с него был написан портрет для его почитательницы и благотворительницы Марьи Петровны Колычевой. В 1839 г. почитатель почившего Порфирий Григоров, впоследствии ставший монахом Козельской Введенской Оптиной пустыни и скончавшийся в 1845 г., собрал и издал письма и заметки Г. В 1844–1845 г.г. издание было повторено и, наконец, «Письма в Бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением краткого известия о жизни его», в 1870 г., Спб., вышло 5-м изданием, в трех частях. Напечатано 897 писем, несколько заметок при чтении книг, записочки, которые были наклеены на стенах келлии, и несколько стихотворений. Содержание писем, весьма разнообразное, сводится, в сущности, к одному: в них изложены простым, доступным каждому языком высокие истины евангелия, правила христианской нравственности и богоугодной жизни; изложение, как и устное слово старца, согрето той внутренней теплотой религиозного чувства, которая всегда служит отличительной чертой сердца, дышащего добром и любовью к ближним.

«Письма... затворника Г., собранные Порфирием Григоровым», Спб. 1870, изд. 5, в 3-х ч., с биографией, портретом, автографом, видом часовни и плиты над могилой, и таблицей победных добродетелей, поражающих все грехи и самого диавола, изображенного в змеином виде. – Прот. К. Добронравин, «Георгий, затворник Задонского монастыря», Спб. 1869. – Л. Денисов, «Жизнь, избранные письма, мысли и стихотворения Георгия, затворника задонского». Μ. 1896. – «Ворон. Е. Вед.».

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle