Источник

Георгий Скрипица

Георгий Скрипица – ростовский священник, известный составлением записки против определения Московского собора 1503 г., запрещавшего служение вдовым священникам и диаконам. Собор 1503 г., ввиду большого соблазна, производимого распущенною жизнью вдового духовенства, определил: «всем, вообще, вдовым священникам и диаконам с сего времени в миру не служить; тем вдовым священникам и диаконам, на которых будет доказано или которые сами про себя скажут, что держали наложниц, слагать с себя священство и быть мирянами с подчинением обязанности давать дань с мирскими людьми; если такие священники, не отдав архиереям своих ставленых грамот, сойдут куда-либо в дальние места и, держа женок или наложниц под видом законных жен, будут священствовать, то предавать их градским судьям; тем вдовым священникам и диаконам, на которых не будет слова о падении блудном и которые сами про себя скажут, что после своих жен живут чисто, стоять в церквах на крылосах, т. е., исполнять обязанности дьячков, а причащаться им, священникам, в алтарях в епитрахилях, а диаконам в алтарях же в стихарях с орарем; новые священники и диаконы, которые займут места этих вдовых, не имеют права отсылать их от церквей, если они захотят стоять на клиросе, т. е., исполнять обязанности дьячков, но обязаны давать им, священники священникам, а диаконы диаконам, четвертую часть всех своих доходов; если же вдовые священники, живущие чисто, захотят постричься в монахи, то, «обновив себя во всем чистым покаянием, с благословением святительским да священствуют в монастырях, а не в мирских церквах».

Эти определения, сделанные ради нечисто живущих вдовых священнослужителей, чувствительно коснулись, таким образом, вдовцов с безупречным поведением: со смертью жены всякий священник и диакон низводился на должность и доходы дьячка, а у него нередко на руках бывало большое семейство. Не могли быть довольны этим определением и те священнослужители, которые были поставлены на место вдовых, потому что лишались четвертой части своих, обычно скудных, доходов. Отсюда понятно, что соборные определения вызвали сильный ропот в обществе. Из среды недовольных особенно выдвинулся вдовый священник из Ростова Георгий Скрипица, который не ограничился устным протестом, по прибег и к литературному. Его произведение озаглавлено так: «Написание вдового попа Г. Скрипицы из Ростова града о вдовствуюших попех» (Чт. Общ. Ист. и Др. 1848 г., VI). Указывая в начале на противоканонический характер соборного определения, Г. пишет: «дерзнули есте сотворити дело велико, каково не бывало, как и стала православная вера». Затем особенно возмущается несправедливым отношением к честно живущим вдовым священнослужителям. «Пусть, пишет он, подвергаются запрещению те, которые не хранят своего вдовства. Зачем же без вины осуждать всех? Правильно ли, что вдовый священник, постригшись, может служить, а тот же священник, не постригшись, не может служить? Разве женою поп свят? Который поп имеет жену, чист, а не имеет жены, не чист, а чернец, не имея жены, чист. И вы, господие мои, которым прозрели духом чистых и нечистых».

На оправдание епископов, что постановление сделано для блага церкви, Скрипица отвечает им укоризною, что в плохой жизни большинство священников виновны они сами, со своим нерадивым дозиранием управляемого ими духовенства. «А что глаголите, господа мои, мы то сотворили благочестия деля, очищая церковь, что попы в жон место наложницы держат, ино, господа мои, рассудите, от кого то зло сталось в нашей земле? Не от вашего ли нерадения и небрежения, что злых не казнили, не отлучали от священства? Господа священноначальницы! Благословно ни сами, ни священниками избранными не дозираете священников, а во грады и в села не посылаете опытовати, како кто пасет церковь Божию: назираете священников по царскому чину земного царя – боляры и дворецкими, подельщики, тиуны и доводчики своих деля прибытков, а не по достоинству святительскому; вам, господие нашей, достоит пасти церковь священниками богобоязненными, а не мирским воинством». Автор оканчивает свой протест молением к священноначальникам, чтобы они сотворили любовь и смирились с чистыми вдовыми священниками и диаконами, вражду которых против себя они возбудили несправедливым постановлением.

Протест Г. успеха не имел, но указания его на недостатки церковного управления послужили причиной важных постановлений по этому предмету собора Стоглавого 1551 г. Против Г. и всех недовольных определениями собора 1503 г. Иосиф доказывает, что церковь имеет право менять свои законы сообразно требованиям жизни.

Источники и пособия: Чт. Общ. Ист. и Древн. 1848 г. II., История рус. ц. Голубин­ского, т. 2, стр. 621–622. Филарет, Обзор рус. дух. литер. т. I, 110.

А. Кремлевский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle