Георгий – 7-й митрополит русской церкви
Георгий – 7-й митрополит русской церкви, преемник Илариона; родом грек, прибыл в Россию ок. 1062 г. и управлял русскою церковью по 1073–1074 г. О нем в летоп. сохранилось замечание, что он в начале «бе неверствуя, яко свята блаженная» кн. Борис и Глеб (Лет. под. 1072 г. Нестор.: см. Голуб., Ист. р. ц., к. 1, т. 1, гл. III, 232, 253), однако в 1072 г., когда в. кн. Изяслав Ярославич построил в Вышгороде новую деревянную церковь для положения мощей этих святых, то м. Г. освятил ее и при громадном стечении народа совершил перенесение сюда св. мощей. – С именем митр. Г. в настоящее время известно одно сочинение, под заглавием: «Георгия, митрополита Киевского, стязание с латиною» (Сборн. Новг. Соф. библ. № 522, прив. у преосв. Макария в Ист. р. ц. т. II в прил.). С полной уверенностью можно думать, что сочинение это действительно написано митр. Г., а не приписано только ему: прикрываться его именем, как лица ничем не замечательного, едва ли кто бы захотел. По содержанию своему сочинение это полемическое; этот род сочинений в то время был господствующим на всем востоке ввиду отпадения латинян от церкви и стремления их к совращению православных; довольно близко он стоит к сочин. преп. Феодосия Печерского: «Послание к в. к. Изяславу о вере варяжской». Из сочинений последующего времени большое сходство «стязание» митр. Г. имеет с посланием м. Никифора к в. кн. Владимиру Мономаху и, по всей вероятности, служило для него источником (Мак., т. II, стр. 178). Написано «стязание», вероятно, по поводу попыток папы Григория VII распространить свою власть на русскую церковь; очень возможно, что Г. писал его, возвратясь из своего путешествия в 1073 г. в Грецию, во время которого русская церковь и подверглась было притязаниям папы (Мак., ib.; Фил., Обз. дух. лит., стр. 15).
Начинается «стязание» указанием на то, что во времена семи всел. соборов Запад был в полном единении с Востоком, и папы римские или сами являлись на соборы, или же присылали своих послов; но когда старым Римом и всей той землей овладели немцы, а мужи правоверные, хранившие закон Христа и правила свв. апостолов и отцов церкви, умерли, то люди молодые увлеклись прелестью немецкою, «впадоша в вины различны многы» и, так как не захотели послушаться советов других церквей, то и были отвержены от нас. Евангелие их, как доброе и полоняемое, почитается в великой церкви, но почитается на обличение им и на суд, «яко не живут, како велит». Далее перечисляются отступления латинян, всего 27; среди них есть и такие, которые, если и могли быть приписаны, то только разве отдельным членам западной церкви, некоторые же приписываются латинянам и совсем несправедливо. В заключение автор вооружается на латинян за то, что они упрекают православных иноков за употребление в пищу яиц и молока, а между тем, римские монахи едят свиное сало и через то утучняют свое тело и возбуждают страсти.
Кроме «стязания с латиною», митр. Г., по-видимому, написал еще сочинение канонического характера, существовавшее в ХII в. Следует предполагать, что это то самое сочинение, которое в пам. домонг. периода упоминается под именем «Устава белеческого» (мирского) и «некоторой заповеди», в позднейших же рукописях называется «заповедью св. отец к исповедающимся сынам и дщерем» (На него есть указания в вопрошании Кирика, новгор. черноризца. Пам. р. сл. ХII в. 194, 195. Фил., Обз. дух. л., стр. 15., Голуб., стр. 371). Сочинение это заключает в себе ряд наставлений еще новым в христианской вере русским людям, весьма разнообразных по содержанию и изложенных без всякой последовательности. Здесь говорится о поклонах, о пище в разное время, о плотском сожитии с женами, о причастии, о лицах, поставляемых во священники и др. церковн. степени, о пострижении в монашество, об эпитимиях за разные прегрешения и пр.
Д