Источник

Коллегиум харьковский

Коллегиум харьковский. Основание харьковского Коллегиума (ныне харьковская Духовная Семинария) стоит в связи с постановлением Духовного Регламента о заведении школ в домах или при домах епископов «для детей священнических или и прочих, в надежду священства определенных». Во исполнение этого постановления, одна из таких школ (впоследствии Семинария) была открыта в 1721 г. в Белеграде (ныне Белгород, Курской губ.) епископом Белоградским и Обоянским Епифанием (Тихорским). В 1726 г. эта школа тем же епископом была переведена в г. Харьков в новооткрытый Покровский монастырь, по просьбе Главноуправляющего Слободской Украйной, резидировавшего в центре ее Харькове, князя М. М. Голицина, который хотел дать возможность образования вместе с детьми духовенства и детям дворян, обещая этому заведению покровительство и льготы. Учреждение этого училища, которое получило вначале наименование «славяно-греко-латинской школы, было утверждено в 1731 г. жалованной грамотой императрицы Анны Иоанновны, которая была исходатайствована у нее преосвящ. Епифанием и которою училище ограждалось от всяких «обид и утеснений». В грамоте говорится, что назначение школы «учить всякого народа и звания детей православных». В школе воспитывались и обучались не только дети духовенства, но и дети иносословных: дворян, чиновников, купцов, мещан, казаков, крестьян; преобладающий элемент составляли дети духовенства, для которых обучение в этой школе считалось обязательным. Ввиду совместного обучения в этой школе детей духовного и светского званий, ее наименовали Коллегиумом , и это название она носила более ста лет. Характер всесословного учебного заведения она стала постепенно терять после открытия в Харькове в 1805 г. Университета, обучение в котором сделалось обязательным для детей дворян. Светское юношество начало поступать в новооткрытый Университет, в коллегиуме обучались только дети духовенства, и он обратился в чисто духовную школу. В 1817 г., после преобразования Киевской Академии с подведомственными ей Духовными Семинариями, Коллегиум был включен в число Духовных Семинарий (3-го разряда), хотя за ним было оставлено прежнее наименование (из уважения к памяти князей М. М., Д. М. и А. М. Голициных, один из которых был виновником основания его и которые все щедро благотворили ему); а в 1840 г. было предписано ему, для однообразия с другими Семинариями, именоваться Духовной Семинарией.

Хотя Коллегиум с самого основания имел характер всесословного учебного заведения, однако, он, как и прочие духовные школы, находился в ведении епархиального архиерея, от которого исходили все распоряжения по всем сторонам жизни Коллегиума. Посредницей в сношениях между архиереем и Коллегиумом была (до 1808 г.) консистория, называвшаяся (до 1744 г.) «казенным приказом» или «келейной конторой» архиерея. Во главе Коллегиума стоял ректор, который имел сперва сан игумена, а потом сан архимандрита и пользовался большими правами. Он же был и настоятелем Покровского монастыря, наименованного Училищным. Помощником ректора по учебно-воспитательной части был префект (переименованный в 1817 г. в инспектора). Органом внутреннего управления Коллегиумом служила контора (преобразованная в 1798 г. в правление), в состав которой входили: ректор, префект и несколько преподавателей (с 1817 г. в состав правления входили: ректор, инспектор и эконом).

Средства содержания Коллегиума были различные. До 1765 г. он пользовался, на общем положении Духовного Регламента о средствах содержания архиерейских школ, хлебным сбором с монастырских и церковных земель Белоградской епархии (с первых – 20-ю долей, со вторых – 30-ю долей), а с этого года, согласно указу императрицы Екатерины II о содержании Духовных Семинарий, стал получать на свое содержание из сумм государственного казначейства. Кроме того, Коллегиум имел еще значительные специальные средства, именно: часть доходов Покровского Училищного монастыря, при котором находился Коллегиум, доходы от пустынь: – Озерянской, Аркадиевской и Чугуевской, приписанных к нему еп. Епифанием, доходы от чудотворной иконы Богоматери в с. Каплуновке (Богодуховского уез.), предоставленные ему тем же преосвященным, наконец, доходы от недвижимых имуществ разного рода и капиталов, пожертвованных ему разными лицами. Обилием местных средств Коллегиум значительно отличался от других епархиальных школ, которые, за немногими исключениями, содержались на один хлебный сбор.

Учебный курс в Коллегиуме, как и в прочих архиерейских школах, был копией учебного курса Киевской Академии, по образцу которой устраивались эти школы. Однако в этом отношении Коллегиум имел некоторые выгодные отличия. Так, благодаря обилию средств, преподавание в Коллегиуме было обставлено много лучше, чем в других архиерейских школах: он имел возможность посылать молодых людей за границу для приготовления к учительству и даже приглашать учителей из-за границы для преподавания новых языков; в Коллегиуме более, чем в других духовных школах, обращалось внимания на русский язык, который был возвышен в своем значении; в Коллегиуме ранее, чем в других архиерейских школах, было введено преподавание общеобразовательных наук – математики в широком смысле слова, истории, географии и новых языков (французского, немецкого и итальянского). Эти предметы преподавались в особых, так наз. «прибавочных классах, которые также составляли особенность Коллегиума. Эти классы были учреждены при Коллегиуме в 1768 г. собственно для детей дворян, но их должны были проходить и дети духовенства, учившиеся в Коллегиуме. С открытием в Харькове в 1789 г. Главного Народного Училища, прибавочные классы были присоединены к этому заведению, но преподававшиеся в них предметы по-прежнему остались в программе коллегиумского курса. Учебный курс Коллегиума в разное время (от основания его до преобразования в Семинарию) изменялся: то вводились новые предметы, то исключались некоторые науки. Полный объем этого курса составляли следующие предметы: богословие, ифика, философия, история, география, естествознание, физика, арифметика, геометрия, архитектура, инженерство, артиллерия, геодезия, риторика, пиитика, музыка, рисование, языки – русский, славянский, латинский, греческий, еврейский, французский, немецкий и итальянский, сельское хозяйство и медицина.

Харьковский Коллегиум принадлежал к числу выдающихся учебных заведений ХVIII века. Это было образцовое училище на юге России, первое после Киевской Академии, весьма важный просветительный центр, принесший отечеству огромную пользу. Уже в 30-х годах ХVIII в. Коллегиум составлял гордость не только Слободской Украйны, но и всей России. Когда в 1739 г. преосвящ. Петр (Смелич), архиепископ Белоградский, по причине свирепствовавшей в Харькове эпидемии, перевел Коллегиум в архиерейскую слободу Грайвороны и хотел было оставить его там навсегда, Св. Синод писал ему, что «таковым знатным училищам в селех быть весьма неприлично, а наипаче от внешних стран имеет быть не без зазрения». В начале XIX в. преосвященный Христофор (Сулима), епископ слободско-украинский, в своем письме к обер-секретарю Св. Синода Савицкому называл Коллегиум «наилучшим училищем в отечестве». Ректору Коллегиума повелено было носить мантию со скрижалями и крест, по примеру ректора Московской Академии, а также – носить панагию и употреблять рипиды. Сравнение ректора Коллегиума с ректором Академии, а также совпавшее с ним по времени расширение круга наук коллегиумского преподавания послужили поводом к усвоению Коллегиуму названия Академии: его называли иногда харьковской Академией, или Тихорианской Академией (по имени основателя его – Епифания Тихорского).

Коллегиум имел огромное просветительное значение. Коллегиумисты, еще находясь на школьной скамье, были насадителями просвещения, в разных местах обучая детей грамоте и наукам. Так как Коллегиум был единственным общеобразовательным заведением в Слободской Украйне, то к нему обращались за учителями со всей Украины и далее со всего юга России люди разных званий и положений: духовенство, дворяне, купцы, мещане, – и коллегиумисты, с разрешения начальства, проводили на так наз. кондициях не только вакатное время, но и учебное. По окончании Коллегиума, воспитанники его распространяли просвещение в местах своей службы в духовном и гражданском ведомствах. Весьма многие из окончивших курс в Коллегиуме поступали в разные учебные заведения – Духовные Академии, медицинские школы, народные училища, сельскохозяйственные школы, университеты; чрез них им открывались разные поприща государственной и общественной деятельности, – и здесь они также являлись насадителями просвещения. Из бывших воспитанников Коллегиума вышло немало выдающихся деятелей; таковы: киевские митрополиты Арсений (Могилянский) и Гавриил (Кременецкий), профессоры Московского Университета: И. Двигубский, Е. Мухин и М. Каченовский, украинский философ Г. Сковорода, украинские литераторы: С. Писаревский, П. Писаревский, С. Александрович, П. Кореницкий и другие.

Проф. И. Бродович.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символические — Константинополь : с 10 иллюстрациями. — 1911. — XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle