Источник

Клифот

Клифот, – Теодор Фридрих Детлоф, доктор богословия и философии, является одним из выдающихся лютеранских церковных деятелей, которые призваны были восстановить и утвердить колеблющееся и распадающееся здание лютеранской церкви в XIX столетии. Клифот родился 18 января 1810 г. в Керхове, в Мекленбурге, где его отец тогда был пастором. В 1829–1832 г.г. он изучал богословие в Берлине и Роштоке и в это время находился под влиянием Шлейермахера, Неандера, Генгстенберга, а особенно философа Эдуарда Шмидта в Роштоке. Пробыв немного времени домашним учителем, он в 1833 г. был назначен воспитателем принца Вильгельма, а с 1837 г. был воспитателем Фридриха Франца, наследного принца великого герцогства Мекленбург-Шверинского. Назначенный в 1840 г. пастором в Людвигслюст, Клифот уже в 1844 г. был сделан суперинтендентом в Шверине, в 1849 г. членом церковной комиссии, работавшей над устройством самостоятельной мекленбургской церкви; с 1850 г. был членом Верховного Церковного Совета, и с 1886 г. состоял председателем этой высшей церковной инстанции в Шверине. Умер Клифот в 1895 году.

Как богато одаренная и энергичная личность, Клифот много сделал важного и замечательного в различных областях церковной деятельности: в области церковной проповеди, церковного управления церковной политики и богословия.

Дух рационализма, распространившийся было в церковной жизни Шверина до Клифота, должен был пасть под ударами его проповеди, одушевленной горячей, верой. Клифот уже и в старости умел привлекать к своей кафедре тамошнюю соборную церковь. Кроме небольших сочинений, служащих непосредственно целям назидания, о деятельности его, как проповедника, свидетельствуют пять сборников проповедей, которые в восьми томах появлялись между 1841 и 1859 т. г., и которые заняли выдающееся место в новейшей проповеднической литературе, благодаря своей ясности, правильности речи и богатству мыслей, направленных к защите лютеранства.

Но еще значительнее была деятельность Клифота в области церковного управления. Опираясь на доверие, с которым относился к нему его прежний ученик Фридрих Франц II, великий герцог Мекленбург-Шверинский, Клифот, прежде нежели сделался правителем церкви, принимал живое участие в устройстве новой мекленбургской местной церкви. Новый устав экзаменационных испытаний и новый Синодальный устав (1841 г.), оба преследовавшие одну и ту же цель – оживить и обновить духовенство, погрязшее по большой части в рационализме, – в существенных чертах были его делом. Как член новой испытательной комиссии, он сумел дать своим мыслям практическое осуществление, не взирая на противодействие, которое он встречал со стороны необразованной массы, равно как полуобразованных и образованных членов церковной общины. Но со времени назначения шверинским суперинтендентом и особенно – после своего вступления в Верховн. Церк. Советь, Клифот явился настоящим возродителем и руководителем церковной жизни Шверина, где он подавлял рационализм, заботился о возвышении и просвещении духовенства, а также об освобождении церкви от подавляющей светской зависимости.

Клифот был еще одним из самых деятельных церковных политиков. Он принимал горячее участие в современном ему церковном движении и со всей ревностью посвящал себя деятельности в пользу усиления влияния и сохранения сфер деятельности лютеранских немецких церквей, заботясь также и о поддержании живой связи между ними. Все стремления, которые были направлены на улучшение богослужебных порядков и исправление богослужебных лютеранских книг, всегда находили в нем сильную поддержку и содействие к скорейшему осуществлению. Касающиеся этого предмета сочинения Клифота: „Первоначальный богослужебный порядок лютеранской церкви“ (1847 г.) и „Литургические труды» оказали широкое влияние на очень многие области лютеранской церковной жизни. Второй из упомянутых трудов (включающий в себя в распространенном виде и первый), вышедший в восьми томах в 1854–1861 гг. (I – венчание, погребение, рукоположение и утверждение; II – исповедь и разрешение; III – конфирмация; IV-VIII – полное изображение развития богослужебных порядков от начала до наших дней), является одним из самых замечательных явлений в богословской области всех времен и представляет собой источник, из которого всегда черпают лютеранские богословы и мимо которого не может пройти никакой исследователь литургической области.

Наряду с этими трудами, не меньшее значение для лютеранской церкви имели личные отношения, которые Клифот поддерживал со всеми знаменитыми представителями и защитниками церкви, каковы: Гарлес, Бекк, Канис, Делич, Томазий, Гефлинг, ф.-Гофман, Грюнейзен, Петри, Мюнхмейер, Вильмар, Виктор ф.-Штраусс, Кейль, Гарделанд, Големан, Фетцер, Науман, Бессер, Воллерт, М. Фроммель, Краббе, Филиппи, Вальтер, Шпэт, Фричель, наконец, особенно Дикгоф и Лютардт.

Важным значением для церковной жизни лютеранства сопровождалось участие Клифота в „Всеобщих лютеранских соборах“, позднее в роли руководителя этими соборами, которые имели своей целью охранение и содействие лютеранскому делу, и которые, начавшись с 1849 г., с 1868 г. были собираемы регулярно и происходили в Ганновере, Лейпциге, Нюренберге, Шверине, Гамбурге и, наконец, опять в Ганновере. После смерти Герлеса старшинство между лютеранскими церковными деятелями естественно перешло к Клифоту, и его председательство на соборах, напр. Лейпцигском, явившееся выражением этого старшинства, было естественной оценкой его заслуг для лютеранского дела.

Церковная деятельность Клифота сопровождалась и живою богословской работой. Клифот сначала пробовал свои силы в области истории догматов; за свой труд: „Введение в историю догматов“ (1839 г.) он получил одновременно предложенную ему двумя факультетами степень доктора богословия. Но впоследствии он отказался от взглядов, высказанных в этом первоначальном сочинении, равно как и в вышедшем в 1844 г. сочинении „Теория культа“, каковые сочинения оба носят следы шлейермахеровских воззрений. Это произошло вследствие того, что он перешел в положительный лютеранский лагерь. Но здесь он не принадлежал ни к какой отдельной из образовавшихся в сороковых годах XIX столетия т. наз. „школ“. Клифот сохранял во всех отношениям самостоятельное положение в защите лютеранского учения против всяких неологизмов в науке и против всяких унионистских стремлений в области церковной жизни. Против церковного и тесно связанного с ним политического либерализма Клифот боролся литературно в своем полемическом сочинении против Геттингера и в той брошюре, которая была направлена против Шенкеля и ф.-Гофмана, как политических богословов. Еще важнее были полемические статьи, в которых предметом критики к борьбы был избран субъективизм Гофмана, и которые вышли отдельным оттиском в 1860 г. „Церковный журнал“, в котором сначала помещались эти статьи и который издавался Клифотом сначала вместе с Мейером, а позднее с Дикгофом, заключает вообще многие и очень ценные труды пера Клифота. Самыми важными являются те, которые касаются символики чисел Свящ. Писания. Это была предварительная работа к солидным экзегетическим трудом, которые одни уже могли бы составить автору почетное имя в богословской науке: это – комментарии на кн. пр. Захарии (1862г.) Иезекииля (1864–1865 гг.), Даниила (1868 г.) и на Апокалипсис Ап. Иоанна (1874 г.).

Лютеранство обязано Клифоту еще трудами, которые стоят в связи между собою, хотя по времени, а на первый взгляд и по существу, далеко отстоят друг от друга. Это „Восемь книг о Церкви“, первый том которых, заключающий в себе четыре книги, вышел в 1854 г. [об этом сочинении см. у проф. протоиерея Е. И. Аквилонова, Церковь: научные определения Церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом, Спб. 1894, стр. 42–44), – и „Христианская Эсхатология“, которая, будучи издана в 1886 г., является заменой не вышедшего второго тома первого труда, так как она излагает то, что автор обещал изложить во втором (не вышедшем) томе своего первого труда. Не всюду в лютеранстве признано первое сочинение, некоторые находили в нем следы даже католицизма. Но, во всяком случае, этому сочинению должно поставить в заслугу то, что в учении о Церкви оно дает представление о живой связи между Небесным Главой Церкви Христом и телом Церкви на земле, и с большой энергией защищает идею возрастания и сохранения Церкви при помощи божественного воздействия „чрез слово и таинства“, в противоположность идее юридического союза и принципу „изолированной общины святых“. Но еще большую ценность представляет собою его „Христианская Эсхатология“. В этом сочинении гармонично соединены положительная вера, здравый реализм и осмотрительность, сохраняемая на протяжении всего сочинения. Оно еще долгое время будет одним из важных произведений, направленных против неверия, спиритуализма и эсхатологических мечтаний.

Свящ. И. Богоявленский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 11: Клавда — Книги апокрифические Новаго Завета. — 1910. — XI с., 470 стб. : портр.

Комментарии для сайта Cackle