Киприанович Г. Я.
Киприанович Григорий Яковлевич – магистр богословия, писатель. Сын древне-православного священника Виленской губернии, присоединившего к православию свой униатский (крайский) приход – он обучался первоначально в Виленском Духовном Училище и литовской Духовной Семинарии; в 1867 году, как первый студент, с благословения митрополита Иосифа Семашки, послан был для дальнейшего образования в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где и окончил курс на историческом отделении в 1871 г., в период ректорства о. И. Л. Янышева, кандидатом богословия с правом на степень магистра без нового устного испытания. 23 августа 1871 года Киприанович был определен преподавателем латинского языка в самарскую Духовную Семинарию, а спустя ровно год перёведен на ту же должность в литовскую Духовную Семинарию, где состоит старшим преподавателем. Одновременно с должностью старшего преподавателя Семинарии Григорий Яковлевич занимал должность смотрителя и педагогики в Виленском женском училище духовного ведомства (1876–1902 гг.), а также – руководителя образцовой при нем школы для девочек (1897 г.). С 1896 г. Киприанович состоит штатным преподавателем и педагогики и дидактики в Виленской женской гимназии ведомства учреждений Императрицы Марии.
Важнейшие литературные труды Г. Я. Киприановича: в журнале «Заря» (1871 г.) ряд статей под заглавием: Очерки политической и домашней жизни греков в средние I века; в «Православном Обозрении» (1875 г., № 7 за июль, стр. 378–407; № 8 за август, стр. 533–572): Жизнь и учение богомилов по Паноплии Евфимия Зигабена и другим источникам, – кандидатская диссертация; в «Виленском Вестнике» (1876 г.) и отдельно ряд исторических очерков: Русская цивилизация в Литве до Гедимина; в «Церковном Вестнике» (1878 г.) и отдельно: Судьбы религиозно-церковной жизни в западной Руси и Литве, – речь на торжественном акте по случаю 50-летнего юбилея Литовской Духовной Семинарии; Старший соборный протоиерей И. Семашко, отец митрополита Иосифа (1892 г.); Сорокалетие польского восстания 1863 года и его итоги (1903 г. № 20, 21); Римский католицизм в западной России, – исторический очерк (1904 г. № 23); в «Христианском Чтении» (1900 г. март): К истории воссоединения униатов, – речь, сказанная в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии предзащитой магистерской диссертации, под заглавием: Жизнь митрополита Иосифа Семашки. Отдельно изданные книги: Очерк жизни и деятельности Иосифа Семашки, митрополита литовского, Вильна 1894 г., стр. 146; Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древности до настоящего времени, Вильна 1899 г., издание, 2-е, стр. 304 (смотреть о нем у профессора И. Любарского в «Историческом Вестнике» 1899 г., стр. 701–703, а равно в «Русском Вестнике» 1901 г., «Церковных Ведомостях» 1899 г., «Литовские Епархиальные Ведомости» и др.). Самым обширным трудом Киприановича является: «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского; и воссоединение западнорусских униатов с православной церковью в 1839 г.»; о первом издании, доставившем автору степень магистра богословия и удостоенном от Священного Синода премии митрополита Макария (в 1000 рублей), профессор П.Н. Жукович признал сочинение заслуживающим премии графа Уварова. Кроме того, Г. Я Киприанович помещал в разное время, начиная еще со школьной скамьи (с 1866 г.), небольшие статьи исторического содержания, рецензии и исторические документы с объяснениями их в «Литовских Епархиальных Ведомостях» и, «Виленский Вестник», «Памятной книжке Виленской губернии» в «Путеводителе по г. Вильне» и других.
По указу Священного Синода 31 декабря 1907 года Г. Я. Киприанович назначен членом издательского комитета при Виленском Свято-Духовском братстве и при издаваемом последним журнале «Вестник Виленского братства», где состоит постоянным сотрудником, как и в «Виленском Вестнике», но еще печатает статьи («Из северо-западного края», «из Вильны», рецензии) в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям» и в «Московских Ведомостях». – Как видим, Г. Я. Киприанович – писатель не только неутомимый, но и разносторонний, часто касающийся светских тем и вопросов, а потому в дополнительном томе Словаря Брокгауза и Ефрона он неправильно назван просто «духовным писателем».
свящ. Н. В. П-в.