Источник

Апостольские постановления

Апостольские постановления (Διαταγαὶ τῶν ἀγίων Αποστόλων, Constitutiones Sanctorum Apostolorum). Под именем ап. пост. или, как в русск. перев. (Казань, 1864 г.) «Пост. св. апостолов чрез Климента епископа и гражданина римского», известен сборник, в котором, от лица апостолов, излагается вероучение и древнейшая практика Церкви. Сборник делится на 8 книг, а книги на главы. Первая книгаπερι λαικῶν – о мирянах делится на 10 глав и содержит в себе нравственное учение о воздержании от любостяжания и неправды вообще, об обязанностях мужа и жены, и об усердном чтении Свящ. Писания и Ветх. Завета в особенности. Вторая книга в 63 главах говорит о свойствах и обязанностях епископа, пресвитера и диакона; из них особенно подробно говорится об епископах и диаконах, причем 45–53 гл. посвящены полному изображению епископского судилища; по размещению материала книга отличается большой беспорядочностью. Третья книгаπερὶ χηρῶν – о вдовах – в 14 главах говорит о вдовах; но в остальных 6 главах трактует о крещении, поведении крещаемого и о порядке поставления во епископа и диакона, с указанием обязанностей того и другого. Четвертая книгаπερὶ ὀποβανῶν – о сиротах и бедных (гл. 1–5), о дарах и приношениях в их пользу (гл. 5–10), об отношениях родителей и детей, господ и рабов (гл. 11–12), об обязанностях к верховной власти (гл. 13) и о девах (гл. 15); по предположению ученых, конец книги утрачен. Пятая книгаπερῖ μαρτύρων – о мучениках – посвящена им лишь до 13-й глав.; гл. 13–20 говорят о постах и праздниках церковных с указанием времени празднования Пасхи. Шестая книгаπερὶ σχισμάτων – об ересях – в 30 главах говорит об еретиках, останавливаясь с особою подробностью на положениях гностиков (гл. 10), о браке клириков и о законе Моисеевом в отношении христианства. Седьмая книга из 49 глав, по содержанию своему книга нравоучительная и сборник молитв, среди которых, между прочим, помещена и «Отче наш». Гл. 1–22 содержит общее нравственное учение с обстоятельно раскрытым учением о двух путях – жизни и смерти, из коих 1-й есть путь добродетели и света, а 2-й – путь порока. Главы 22–29 представляют собою образцы литургических и других молитв; гл. 29 и след. – о приношениях, главы 33–38 – славословия и благодарственные молитвы; главы 39–46 – предписание и формулы целого чинопоследования таинства крещения; гл. 47–49 содержат гимн «Слава в вышних Богу», переделку псалма 112 и сжатое изложение нескольких стихов Св. Писания. Восьмая книга – о дарах, рукоположениях в различные степени клира церковного и канонах церковных – является как бы чиновником архиерейского священнослужения. Трактат «о дарах» является как бы введением книги; затем гл. 4–6 говорят об избрании и рукоположении епископа; гл. 6–15 являются важнейшей частью книги и даже всего памятника, так как содержат в себе древнейший образец христианской литургии, со всеми молитвословиями и обрядами; гл. 16–18 – о посвящении пресвитеров и диаконов, гл. 19–26 – о посвящении диаконисс, иподиакона и чтецов; гл. 27 и 28 – об исповедниках, девах, вдовцах и заклинателях; гл. 29 – о правах членов клира; гл. 30–32 – о благословении крещальной воды и елея, о десятинах и остатках от жертвенных приношений; гл. 33 – подробное наставление о крещении; гл. 34–40 – о праздничных днях, о временах молитв и богослужений; гл. 40–45 – образцы молитв на разные случаи и чин поминовения усопших; гл. 46 – о попечении о гонимых. Глава заключена советом клирикам – каждому довольствоваться правами своей степени и не восхищать нрав других. В гл. 47 содержатся 85 прав. св. апост., о коих см. особо. По составу своему сборник представляет собою три отдельные произведения, возникшие и существовавшие одно от другого независимо, а именно: первые 6 книг – первое произведение, 7-я книга – второе и 8-я книга – третье. Что первые 6 книг являются отдельным произведением доказывается: во-первых, существованием особого заключения в конце 6-й книги, во-вторых, особым названием этих 6-ти книг – διδακαλία или καθολικὴ διδ-λία, и в-третьих, особым их планом сравнительно с 7-й и 8-й книгами. Точно также 7-я книга является отдельным произведением, как по тому, что имеет отдельные вступление и заключение, так и по своему содержанию, заключающему в себе иногда даже противоречия первым 6 книгам. Доказательства же самостоятельного значения 8-й книги видят: во-первых, в ее отдельном вступлении, во-вторых, в способе изложения от лица отдельных апостолов («говорю я, Петр» (4 гл.), «говорю я, Андрей» (гл. 6), а не от лица всех апостолов вместе, как в первых 7 книгах («говорим», «повелеваем») и в-третьих – в ее тоне повелевающем, предписывающем, а не просто поучающем, как в первых 7 книгах. Но самое главное доказательство отдельного самостоятельного значения трех частей сборника видят в существовании отдельного независимого источника для каждой из них. Таким источником для первой части является сирийская редакция καθολικὴ διδασκαλία, из которой, по мнению немецкого ученого Гарнака (Due Lehre der zоölf Apostel. Lеiрzig 1884. 8. 244–268), путем интерполяций (т. е. вставок) и образованы первые 6 книг апост. пост. Источником второй части, то есть 7-й книги, является отысканный в 1875 году в одной константинопольской библиотеке митрополитом никомидийским Филофеем Вриеннием весьма древний памятник под названием Λιδαχὴ τῶν δῶδεκα ἀποστόλων (учение 12 апостолов), который, лишь с некоторыми интерполяциями, и составляет содержание глав 2–32 7-й книги; остальное же ее содержание заимствовано, по всей вероятности, из какого-либо древнего молитвослова. Что касается источников третьей части, т. е. книги 8-й, то следует вообще сказать, что история 8-й книги до ныне не выяснена с точностью, и весь результат научных в этом отношении исследований ограничивается пока рядом более или менее вероятных предположений. По одному из подобных предположений, источником 8-й книги является какая-либо древняя литургическая или богослужебная книга, подобная той, о которой упоминает Ириней под именем «вторых апост. пост-ний». Но уже в V веке признавалось, что заключающаяся в этой книге литургия есть литургия, в основе которой лежало древнее апостольское предание. К тому же выводу приходят и ученые новейшего времени (Рrobst, Вiсkell, Вrückner, Kleinert и друг.). Главы этой книги «о дарах», «о рукоположениях» в некоторых рукописях (в Вене, Оксфорде и Москве – в типографской библиотеке) существуют в виде отдельных статей с особыми заглавиями: «пост. св. апост. о дарах» и «пост. св. апост. о рукоположениях чрез Ипполита», что и заставляет ставить их в связь с сочинением Ипполита Римского: «о дарах апостольское предание». По времени происхождения все источники апост. пост-ний относятся ко II и III в. и вообще ко времени до Константина В. Доказательство этого видят, во-первых, в том, что в них о гонениях на христиан везде говорится, как о явлении современном; во-вторых, что из ересей упоминаются ими только существовавшие во II и III веках; в-третьих, что в них упоминается о требовании перекрещивания еретиков, как это требовали в половине III века Фирмилиан Кесарийский и Киприан Карфагенский; в-четвертых, что есть упоминание об аскетах, появившихся еще во II веке, но нет упоминания о монашествующих; в-пятых, что иерархич. устройство Церкви представляется в них соответствующим устройству ее в половине III в.; в-шестых, что ни в одном из источников нет упоминания о христианских императорах. Что касается происхождения самой греческой редакции апост. пост-ний, то несомненно одно, что она возникла благодаря обширной интерполяции, т. е. добавлениям и изменениям всех составных частей сборника, причем интерполятором проявлена полуарианския тенденции и наклонность ко взглядам Оригена. Таким интерполятором, по предположению ученых, был интерполятор посланий Игнатия, еп. Антиохийского. Время интерполяции относят к царствованию имп. Констанция –времени усиления арианизма, так что теперешняя редакция могла появиться пред самым Антиохийским поместным собором (341 г.), который, осудив Афанасия Велик., оставил 25 пр., заимствованных по большей части из 47-й гл. апост. пост–ний. Местом интерполяции считают Сирию и даже именно Антиохию. Доказывается это, во-первых, удержанием сирско-македонских названий месяцев года (кеонтик – апрель, дистрос – март, корпиэй – сентябрь), во-вторых, возвышением Кесарии и особенно Антиохии по сравнению с римской и александрийской епископскими кафедрами и, в-третьих, особенной распространенностью сборника в сирийских и других восточных кодексах (так, сирийские авдиане – антропоморфисты пользовались ими, как Св. Писанием). Важное значение сборника признается весьма рано, а 85-е пр. св. апост. прямо ставит его наряду с священными книгами Нового Завета, хотя и не повелевает их «обнародовати пред всеми ради того, что в них таинственно». Но также довольно рано замечены были и привнесенные в сборник интерполяторами повреждения, причем одни стремились устранить эти повреждения, а другие прямо возражали против их употребления в Церкви. Колебания то в пользу, то против них продолжались более двух столетий, пока Трулльский собор, признав каноническое достойство 85 прав. св. апостол вторым своим прав. не признал их интерполированными и не отверг их канонического значения «ради назидания и ограждения христианские паствы». Однако и после этого определения некоторые части сборника продолжали пользоваться большим уважением и значением в восточной церкви (на западе сборник никогда не пользовался особым значением, а после Римского собора при папе Геласии, в 496 г., признавшего его неканоническим, и совсем потерял его). Особенно это можно сказать о 8-й книге, которая одна содержит таинственный элемент, упоминаемый 85 прав. св. апост. Так, литургия 8-й книги послужила основанием литургий Василия В. и Иоанна Златоустого; многие молитвы сборника до ныне употребляются в церковном богослужении (указаны в примечаниях под текстом русского перевода. Казань, 1864 г.), а некоторые правила и предписания вошли в нашу славянскую Кормчую. Таковы: «Апостола Павла 17 правил», «Обоих верховных апостолов Петра и Павла 17 правил» и «Всех святых апостол правила 2» (2, 3 и 4 гл. 1-й части Кормчей). Вообще же о значении сборника после Трулльского собора можно повторить мнение Епифания, а именно, что «хотя некоторыми апост. пост. не принимаются, но отвергать их всецело нельзя, так как в них содержится весь канонический строй (πάσαν κανονικὴν τάξιν) и ничего противного вере»; блаженный же Фотий, патр. Константинопольский, в своей Biblitheca пишет: «διαταγαί подлежат порицанию по трем причинам: во-первых, за худой вымысел, который, впрочем, не трудно отличить, во-вторых, за оскорбительные отзывы о Второзаконии, которые еще легче устранить и, в-третьих, за арианство, которое может отбросить в них каждый». В виду этого, выражаемое некоторыми желание (проф. Н. А. Заозерский) видеть сборник переведенным с разумными комментариями и пропусками, нельзя не признать весьма основательным, так как сборник этот является замечательным памятником как по своей маститой древности, так и по историческому значению в истории права восточной церкви.

Литература иностр. и русская указаны в капитальном труде проф. Харьковского универс. М. А. Остроумова. Введение в православное церк. право. т. I. Харьков 1893 г. стр. 159–170.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle