Аполлоний Тианский
Аполлоний Тианский, родился, вероятно, в том же году, как и Христос, в Тиане в Каппадокии, и получил воспитание в Эгах в Киликии, где изучал медицину в храме Эскулапия, и познакомился с различными философскими школами; был ревностным приверженцем новой пифогорийской системы, которая с конца II века до Р. Х., быстро распространилась из Александрии как среди греков, так и римлян. На 40-м году он отправился путешествовать и посетил сначала Вардана, короля Парфии, затем индийских гимнософистов, у которых принят был с большим радушием, а позже также египетских мудрецов. По возвращении из Индии, он проявлял большую деятельность в качестве нравственного и религиозного преобразователя в Малой Азии, Греции, Италии и Испании, обращая отдельных лиц и составляя общины. Он находился в связи со многими из выдающихся лиц в Риме и лично знаком был с императорами Веспасианом и Титом. При Домициане, однако, он был ввергнут в тюрьму, но только на короткое время (94 г.). Последние годы своей жизни он провел в храме Олимпия, окруженный большой толпой учеников, которые подражали его аскетическому образу жизни; и отсюда он исчез каким-то неизвестным способом во время царствования Нервы, имея почти 100 лет от рода. Жизнь его описана Филостратом, по просьбе Юлии Домны, жены Септимия Севера, но издана была лишь после его смерти в 217 г. В новейшее время она издана Кайзером, 3-е изд. в 2-х томах. Целью этого сочинения было, очевидно, дать изображение идеала неопифогорийского мудреца; и хотя хронологические подробности верны, и согласуются с другими историческими фактами, однако сочинение это настолько переполнено всевозможными тайнами и чудесами, что становится совершенно невозможным отделить действительного Аполлония от вымышленной картины Филострата. Что жизниописание это было написано в прямую параллель с евангельским повествованием о Христе, эта мысль едва ли выдерживает критику; но им часто пользовались, как оружием против христианства, как в древнее, так и в новейшее время. В этом духе у нас написано известное сочинение Писарева.
Филостратово сочинение было переведено на английский язык в Лондоне, в 1680 г., и позже Бервиком, в 1809 г.; на французский Кастилланом, в 1774 г., и позже Шассангом, в 1862 г., на немецкий Бальцерем, в 1883 г. См. исследования Баура, Лейпциг, 1876; Ньюмана от 1872 г. (Hist. Sketches, II); Нильсена, от 1879 г.; Иессена, от 1885 г., и др.