Андреэ
Андреэ Иаков и Иоанн, два видных немецких богослова времен реформации. Из них: 1) Иаков родился 25 марта 1528 г., в Вайблинге, в Вюртемберге; умер в Тюбингене, 7 янв. 1590 г.; получил воспитание за счет своего родного города в педогогиуме в Штуттгарте и изучал богословие в Тюбингене в 1541–1546 гг.; в 1553 г., он назначен был генерал-супер-интендентом в Геппингине, и в 1562 г. профессором богословия, пробстом и канцлером Тюбингенского университета. В течение 37 лет, проведенных в Тюбингене, он изумительно много поработал в пользу реформации. Он сознавал, что в разделении протестантов на мелкие фракции заключалась большая опасность для успеха реформации и поэтому всячески старался примирить различные партии среди лютеран и соединить их в одну общину. Первым его планом при этом было сгладить разногласия посредством настолько общих формул, чтобы их могли принимать все, но попытка его потерпела неудачу. Андреэ, однако, не отказался от своего плана: он только переменил способ его исполнения. Он предложил соединить все лютеранские общины в Германии в прочный союз, проводя резкую линию разграничения между ними и приверженцами Цвингли и Кальвина. В 1573 г. он отправил, под именем швабской конкордии, статью богословам северной Германии для исследования и обсуждения. 28 мая 1576 г. в Торгау состоялось собрание для сравнения и соглашения швабской конкордии с полученными на нее ответами. 25 июня 1580 г. появилась Formula Соncordiae и была принята всеми лютеранскими правительствами, как одна из символических книг лютеранского вероисповедания. Он же принимал деятельное участие в сношениях с греками по вопросу о соединении правосл. церкви с лютеранами. От Андреэ осталось более 150 сочинений, и все они носят на себе отпечаток заключительного периода реформации. Они состоят из проповедей и рассуждений – полемических, догматических и практических. 2) Внук его Иоанн-Валентин Андреэ (род. в Герренберге, в Вюртемберге, 17 августа 1586 г.; умер В Штуттгарте 27 июня 1654 г.); изучал богословие в Тюбингенском университете в 1601–1607 гг.; путешествовал с 1607–1614 гг. по Швейцарии, Франции и Италии в качестве учителя нескольких молодых знатных людей, и в 1639 г. сделался придворным проповедником и членом Штуттгартской консистории, каковые должности он оставил в 1647 г., по слабости здоровья. Его многочисленные сочинения состоят по большей части из небольших памфлетов, написанных по-латыни, и многие из них весьма редки, так как никогда не выходили в свет в полном издании. Его сочинения, с одной стороны, проникнуты глубокой любовью к христианским идеалам и сильным стремлением к их осуществлению в практической жизни, и, с другой, юмористической и саркастической полемикой против мертвой схоластики и бесплодного догматизма лютеранского богословия его времени.