Источник

Андрей, св. апостол

Андрей, св. апостол, первый последовавший за Христом и потому носящий титул «первозванного». Сын Ионы, зажиточного рыбака, снимавшего вместе с другими галилеями рыбные ловли на Галилейском озере (находившиеся от римского правительства на откупе), он был братом (неизвестно – старшим или младшим) ап. Петра, с которым вместе он раньше был последователем Иоанна Крестителя; но затем, убедившись в истинном мессианстве Иисуса Христа, он сделался Его учеником и апостолом, и увлек за собою и брата (Иоан.1:35, 41). Впоследствии формально причисленный к лику 12-ти апостолов (Мф.10:2), он ревностно служил своему Господу, хотя в Евангельском повествовании и мало говорится о нем. О нем упоминается случайно: он именно заявил Спасителю о том, сколько хлебов и рыб находилось у мальчика, когда возник вопрос о насыщении пятитысячный толпы народа в пустыне (Иоан 6:8); вместе с Филиппом заявил Христу о желании греков повидать Его (Иоан.12:22), и вместе с Петром, Иаковом и Иоанном просили Иисуса Христа объяснить им предсказания касательно предстоящего разрушения храма и указать признаки приближения кончины века (Мк.13:3,4). Затем еще раз имя его упоминается в числе других апостолов, собравшихся на молитву после вознесения Господня, (Деян.1:13, 14). Его греческое имя (Ἀνδρέας – «мужественный») и его некоторая близость с греками, а также очевидно и его знакомство с греческим языком ясно указывает на то, что он принадлежал к многочисленному классу «эллинистов», т. е. иудеев, воспринявших в той или другой степени греческую образованность, которая естественно выводила их за пределы обычной иудейской ограниченности и односторонности. Последующая его жизнь и кончина составляет предмет многосложного церковного предания.

Андрей Первозванный св. ап. в Месяцеслове. – Древнее церковное предание, идущее от первых веков христианства (Ипполит, Ориген и последующие отцы, и писатели церкви, а равно и церк.-житийные, и апокрифические сказания), признает св. Андрея Первозв. благовестником Евангелия в разных местах Греции, Византии и в Европейской Скифии (Scithia Еuroрае), под которой подразумевается (по наиболее вероятным истолкованиям) северо-восточное и юго-восточное побережье Черного моря в пределах нынешней России. Но в каких именно местах Европейской Скифии (южной России) он проповедовал и как далеко проходил в направлении к северу – неизвестно. У нас, со времени Нестора летописца (XII в.), считался и считается он всехвальным апостолом, освятившим знамением креста древнюю языческую Русь и предвозвестившим ее просвещение верой Христовой после того, как он водрузил крест на горах киевских – будушей колыбели христианства в России. Житийные повествования о св. ап. Андрее, по началу восходят также к первым векам христианства и представляют целую группу сказаний о его «хождении» и «деяниях» – сказаний отчасти церковного характера, отчасти прямо апокрифически-легендарного происхожения, с примесью элементов еретически-гностических, как прошедшие чрез среду древних еретических воззрений разных направлений и толков (см. под слов. Отреченные книги, отдел «Хождения и Деяния св. ап. Анд. Первозв.»). Из числа их наибольшей известностью пользуются: а) Послание пресвитеров и диаконов Ахаии о деяниях и мученической кончине ап. Анд. Первозв. и б) Житие его, составленное монахом Епифанием, жившим в VIII в. (по Крумбахеру – ок. 780 г., – G. В. L., 2 изд., 192). Подлиннность первого из этих произведений подлежит сомнению, хотя оно несомненно сохранило отголоски древних преданий, – что же касается жития Епифания, то оно показывает лишь знакомство последнего с разными легендарно-апокрифическими сказаниями о св. ап. Андрее, но исторически-достоверных сведений о нем не сообщает (Крумбахер – ibid.). – По свидетельству отцов и писателей церкви и по житийным повествованиям св. Андрей, после многих лет апостольской проповеди в разных странах, мученически скончался на кресте в Патрах Ахейских (в Пелопонесе), 30 ноября (предполагают, что при Нероне, около 67 г. по Р. Х.), на которое и полагается день его памяти по всем месяцесловам и мартирологам (начиная древним Иеронимовским – у Rossi et L. Duchesne Маrtе. Нiеron. р. 148: «Рrid. Кl. Dес. (30 нояб.). In provinсiа асhava сiuit. рatras Nat. sci. Аndreae ароstoli»: «Канун декабрьских календ, в провинции Ахайе, в городе Патрах, кончина ап. Андрея»). По вышеуказанному «Посланию пресвит. и диакон. Ахайских» св. Андрей, приведенный на место мучения, в виду креста, на котором он должен был пострадать, громким голосом возгласил: «радуйся, кресте, плотию Христовою освященный, и удесы его (ἐκ τῶν μέλων αὐτοῦ) яко же маргаритами украшенный! Прежде даже не бысть распят на тебе Господь, страшен был еси человеком, ныне же любимый еси, и с желанием приемлешися: ведят бо вернии, коликое имаши внутрь веселие и каково уготованное за тя воздаяние! Гряду убо дерзновенно и с радостию к тебе, ты же с веселием прими мя, ученик бо есмь Того, Иже на тебе повешен бысть, приими мя, понеже любитель твой бых всегда, и объяти тя желах, о добрый кресте, красоту и благолепие от удес (членов) Господних стяжавый, издавна вожделенный, усердно любимый, его же исках непрестанно, и едва обретох тя уготованна уже по желанию сердца моего. Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою» (Дмитр. Р., Маrcalli, Calend.). По преданию, крест, на котором был распят св. Андрей, имел особую форму – был в виде латинской цифры X, каковой крест в иконографии и называется Андреевским (сrux decussata, – см. под слов. Крест), хотя нужно заметить, что в Менол. Вас. (X в.), украшенном роскошными рисунками – миниатюрами, передающими содержание житийных сказаний, св. ап. Андрей представлен распятым на обыкновенном четырехконечном большом кресте (еd. Аlbani, 1727, par. I р. 221). В Месяц. Типикона Констант. ц. IX–X в., изд. Дмитр., на 30 нояб. значится: «Страсть святого и всехвального и первозванного (καἰ πανευφήλου καὶ προτοκλήτου) апостола Андрея, брата Петра, Первоверховного из апостолов (τοῦ Κορυφαίου τῶν ἀποστόλων)» и приводится тропарь, гл. 3: «Τῆς νοητῆς θαλάσσης», который на славян. языке сохранился в древнейшем списке славяно-рус. Прол. (Перг. Новг.-Соф. XII–XIII в., 1324 л. 74 об.): «от мысльного моря человекоядные рыбы уловил еси» и пр. В Менол. Вас. о св. ап. Андрее – краткое сказание, взятое из сочинения об апостолах, приписываемого Дорофею, еписк. Тирскому (IV в.), с добавлением указаний относительно мощей св. апостола. Приводим его: «Андрей, брат ап. Петра, по вознесении Господнем, проповедовал по побережью Вифании, Понта, Фракии и Скифии, потом достиг великого города Севаста (Севастополя), чрез который протекают реки Псар и Фазис, – за этой последней рекой живут эфиопы; наконец, пришел он в Патрас Ахайский, в Пелопонесе, где от проконсула (анфипата) Эгепта был распят на кресте. Святые мощи его находились сначала в Патрасе, но потом, по повелению императора Константина, были перенесены св. Артемием в Константинополь, вместе с мощами свв. апост. Луки и Тимофея, и положены в церкви св. апостолов» (ср. м. Макария, Истор. Христ. в России, 2-е изд. 1868 г. стр. 11). В древнем Слав.-рус. Прол. (не-стишной ред.) это сказание псевдо-Дорофея, по Менол. Вас., и сообщалось; в печат. Прол. (стишной ред.) сообщается другое – Синаксарное Служеб. греч. Миней, дополненное, сравнительно с сказанием Менол. Вас., некоторыми подробностями о проповеди св. Андрея в разных странах, о тяжких трудах и страданиях, подъятых им во время апостольски-проповеднических странствований, о чудесах, совершенных им, о поставлении им еп. Стахия (Рим.1: 9) и др. В Прол. кроме того, помещалось и помещается, под 30 нояб., сказание о пребывании св. Андрея в пределах России и об осенении им крестом гор киевских, известное по Летописи Нестора. В Сп.-Прил. Перг. Прол. ХIV в. это сказание приводится с таким заглавием: «в тот же день (30 нояб.) проявленье (предвозвещение, предзнаменование) крещение (я) русския земля св. ап. Андрея, како приходил в Русь и благословил место и крест поставил, идеже ныне град Кыев» (в печат. новейшем изд. Прол.: «Слово о проявлении крещения Российские земли» и пр.). Относительно фактической достоверности самого предания, сохраненного этим сказанием, наши ученые высказываются различно: одни вполне допускают возможность и действительность сообщаемого им, другие усматривают в нем тенденциозно-патриотический вымысел, появившийся не ранее XI-XII в. «Древнее сказание о проповеди у нас св. ап. Андрея, по словам высокопр. Макария – весть о первой у нас проповеди... и проповеди апостольской! И этой вести во все времена верили наши предки. Ее высказывали они при случае всякому вопрошающему; ее повторяли все наши летописцы от первого до последнего» (Истор. христ. в России, 7). Другие, напротив, отрицают достоверность предания даже и вообще о путешествии св. ап. Андрея в пределах России, а тем более о посещении им Киева и Новгорода, усматривая в указанном сказании не что иное, как выражение благочестиво-патриотического желания наших предков связать принятие христианства в России с проповедью апостольской и тем самым причислить себя к странам, освященными апостольскими стопами (Е. Голубинский, Ист. рус. цер., т. I, 1 пол.). Но на это отрицательное мнение, не входя в разбор его, достаточно ответить словами одного ученого, посвятившего целое сочинение истории распространения христианства в России, напечатанное в «Страннике» в 1888–89 г., по случаю исполнившегося тогда 900-летия крещения Руси: «Был в Киеве апостол, или нет, говорит он, – достоверно только то, что предание об этом настолько укрепилось в сознании народа и в течении многих веков пользовалось таким всеобщим доверием, что получило значение вполне историческое, войдя в историю народа русского как действительный, совершившийся факт. В этой истории он исполнил уже свое назначение; если бы даже кому и удалось теперь доказать документально ложность предания, то оно уже и в таком случае не может быть изъято из нее, – оно должно иметь в ней место. Нельзя же исключить ту долю участия в религиозно-нравственном воспитании народа русского, какое принимало возвышенное предание об апостольской проповеди на киевских горах! Предание было живо в народе и приходилось ему по душе. И вот, как результат живой веры в проповедь св. Андрея. в 1086 г. является в Киеве церковь во имя этого апостола; она заложена вел. кн. Всеволодом Ярославичем. В начале XIII в. на самой уже горе, с которой, по преданию, апостол изрек свое благословение и на которой водрузил крест, построена церковь во имя воздвижения креста Господня; а с 1774 г. на той же горе и до сего времени красуется великолепный храм св. Андрея Первозванного – архитектурное чудо знаменитого Рострелли. В храме же стоит крест, по преданию, воздвигнутый на горе апостолом. Ежегодно тысячи богомольцев, стекающиеся в Киев со всех концов России, священным долгом считают помолиться в храме св. Андрея Первозванного и поклониться его кресту. Народ глубоко и искренне верует в подлинность креста, верует, что это тот самый крест, который водружен апостолом…» (Ив. Матченко: Св. кн. Владимир – Просветитель Руси, «Стран.». 1888 г., т. I, 689 и в отдельн. изд.). Память св. Андрея в Правос. Мес. 30 ноября и 30 июня, – в Рим. М. 30 ноября. Слава апостола Андрея была велика в Царьграде (древней Византии): он несомненно был в нем, проповедовал здесь Евангелие и потому с древнейших времен считался и считается его апостолом – просветителем и покровителем; ему была создана церковь импер. Аркадием и были два монастыря его имени. Златоуст в слове о зрелищах называет Константинополь городом апостолов, а просветителем его верой Христовой – ап. Андрея (Серг., М. В. 375). И в настоящее время день св. Андрея – 30 ноября считается в Константинополе великим праздником: вселенский патриарх, служащий в течении года три раза литургию, в день св. Андрея Первозв. служить ее в своей церкви (Парфения инока, странствов. по Турции, кн. III, стр. 18 – см. у преосв. Димитрия, Месяц. свят. 1894 г., нояб., 196). У славян, например, у сербов, день св. Андрея также празднуется с особенной торжественностью; с раннего утра начинается пушечная пальба, возвещающая жителям о наступлении этого дня. Кроме того, у славян как и у нас в России (а также в некоторых местах на Западе), где он считается покровителем – патроном мореплавателей и рыбаков, к этому дню приурочены разные народные обряды, приметы и гадания (ibid., 196–197; H. Sатрsоn, Schutzheil]. 85). – Мощи св. ап. Андрея, перенесенные из Патр. в К-ль в 357 г., по взятии К-ля крестоносцами, в 1208 г. были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи; при Пие II (1458 г.) глава его перенесена с Востока в Рим и положена в церкви ап. Петра, – части ее есть в Амальфи и в Афонском Андреевском скиту (Серг., Месяц. В.; Димит. М. Свв.). В христ. живописи св. Андрей изображается «с темным цветом лица, с длинной и густой бородой, среднего роста», его атрибут – андреевский крест. В греко-слав. служеб. Мин. ему два канона, из которых один инока Иоанна, – один из этих канонов в славян. перев. имеется уже в списках XI в. (Ягича, Служеб. Мин. за сент., окт. и нояб., 493).

В Чт.-Мин. м. Макария сообщается четыре отдельных житийных повествования о нем, у Димитрия Рост. – проложное (синаксарное) повествование и – перевод указан. «послания пресвитеров и диаконов Ахаии», житие же, составленное Епифанием, в русском перев. находится у Муравьева, Жит. р. святых, нояб., 440 и сл.

Для знакомства с житием св. ап. Андрея – Ваrоnii, Маrtir. Rom., 1589 р. 526 Rutler-Weiss, Leb. d. Ваt. и. Маrt. t. 17 р. 377 и сл., – из новейших – Stadker, HL. I. 8. и., Вершинский, Филарет, Сергий, Димитрий, Маrtinoi, Nilles, Месяц. – Литература апокрифических и житийных повествовании подробно указана у Оmont'a, Bibliotheca Hagiogr. Graeca, 1895, р. 6–7 и 11, – на рус. см. небольшое исследование свящ. Петровского, Сказания об Апостол. проповеди по северо-восточ. Черноморск. побережью (первые две главы исследования, в которых автор рассматривает апокрифы, имеющие отношение к церковным сказаниям о св. Андрее Перв., – напечатаны в Записках Новорос. универс. 1897 г.).

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle