Анастасия Римляныня, преподобномуч.
Анастасия (воскресшая, греч., русск. народ. Настасья) Римляныня, преподобномуч. (Анастасия старшая) и Кирилл воин св муч. – Анастасия Римская называется старшей в отличие от другой соимянной мученицы, называемой младшей, пострадавшей позднее. – Анастасия Рим. св., молодая 20-летняя девушка, из богатой и родовитой римской семьи, презрев необыкновенную красоту свою и все мирское, оставила родительский дом и удалилась в женский монастырь, находившийся будто бы недалеко от Рима, чтобы здесь, всецело посвятив себя на служение Богу, сделаться «невестой Христовой». Слух об этом дошел до префекта Прова, который в гонение на христиан при Декие и Валериане, разыскивал и подвергал суду христиан. Св. Анастасия была позвана на суд, подвергнута посрамлению (была обнажена перед всеми) и страшным мукам, но твердо и мужественно перенесла все мучения за ее небесного жениха – Христа, обличая, среди мучений, нечестие и безумие мучителей, затем – была усекнута мечем. Один из присутствовавших при ее мучении, сжалился над ней и подал ей воды для утоления мучившей ее страшной жажды: рассвирепевший мучитель немедленно и его подверг смертной казни. Это был св. Кирилл, втайне веровавший в Христа и таким образом «за чашу студеной воды, поданной св. мученице» также удостоившийся приять венец мученический и вместе с ней причисленный церковию к лику святых. Память их в Прав. Мес. 29 окт., – в Рим. Март. 28 окт. (у Барония).
Житие св. Анаст. старшей на греч. яз. находится в числе Метафрастов., (Патр. Гр,. t. 115 р. 1293), на славян. яз. оно изложено у Димитрия Рост., в Макар. Чт.-Мин. – Метафр. житие, по несколько измененное под влиянием жития другой Анаст. – младшей, – Иосиф Песноп. составил ей канон и ему уже известно было житие, которое теперь известно по Метафрасту. В Месяц. IX–X в. при Типик. вел. Констант. цер. память Анастасии старш. 12 окт., как и в Мен. В., префект или игемон, судивший и мучивший святую, называется Βόρβος, время мучения – царств. Декия и Валериана, как и Мен. В.; в древнем слав.-рус. Прол. – память ее и сказание (по Мен. В.) – 12 окт. (Новг. Соф, перг. XII–ХШ в., № 1324 и др., до Прол. Макар. Чт.-Мин. включительно); в греч. Синакс., под влиянием их и в печат. Прол., память ее перенесена на 29 окт., но самое сказание – то же (с некоторым сокращением), что и в Мен. В. – В рус. простом пароде с именем Анаст. Рим. соединяется суеверное представление, делающее ее покровительницей овец и к ней обращаются с молитвой об охране овечьих стад от волков; объясняется это суеверие совпадением дня ее памяти (29 окт.) с днем стрижки овец и осенними расчетами с пастухами (см. Калинского, Церк.-народный Месяц. на Руси стр. 62).
А.Пономарев.