Источник

Аминь

Аминь. Еврейское слово «аминь», употребляемое в Ветхом Завете то в форме прилагательного, то в форме существительного, значит истинный, верный, истина – Ис.65:16. Коренное значение слова удерживается и переводами. Симмах, Феодотион и в некоторых случаях LХХ передают его выражением ἀληθῶς – истинно; в других же случаях LХХ, а также Иустин мученик и Кирилл Иерусалимский переводят его словом γένοιτο – да будет. Последний перевод удерживает и Вульгата, в одних, впрочем, псалмах; в остальных же книгах он оставляет еврейское выражение без перевода. В новом завете «аминь» переводится или тем же ἀληθῶς: «аминь говорю вам» Мк.12:43 – «истинно (ἀληθῶς) говорю вам» Лк.21:3 , или же ναί: «аминь говорю вам» Мф.23:36 – «истинно ναί говорю вам» Лк.11:51 . С указанным значением слово «аминь» употребляется в Св. Писании для подтверждения истинности сказанного. Так, во Вт.27:15–26 говорится, что народ по произнесении левитами каждого проклятия произносил «аминь» в подтверждение того, что эти проклятия необходимо должны исполниться при нарушении заповедей. Тот же смысл соединяется с данным выражением у Неемии – Неем.5:13, 8:6; у пр. Иеремии – Иер.11:5 и из многих новозаветных мест у ап. Павла – 1Кор.14:16. «Словом “аминь”, – замечает по поводу последнего места бл. Иероним, – подтверждается истинность сказанного, поэтому и ап. Павел говорит: не может кто-либо сказать: “аминь”, т. е. подтвердить истинность сказанного, раз он его не понимает». И так как истинность сказанного подтверждалась клятвою, то некоторые из древних отцов и учителей церкви рассматривали выражение «аминь», как род, или способ клятвы. «Слушай, – говорит, например, Григорий Нисский, – клянущегося Господа: аминь глаголю вам: получат мзду свою». Подобное же утверждают Епифаний и Екумений. «Господь, говоря в своем Евангелии: аминь, аминь, клятвою клянется», замечает первый. Кроме Св. Писания выражение «аминь» употребляется еще в богослужении. В этом случае с ним соединяется троякий смысл. В одних молитвах слово «аминь» выражает согласие, одобрение говорящего, является свидетельством его веры. «После того, как предстоятель, – замечает Иустин мученик, – совершит молитвы и благодарения, весь присутствующий народ выражает свое одобрение словом «аминь». «В церкви, говорит Иоанн Златоуст, существовал обычай, чтобы народ возглашением слова “аминь”, выражал свое согласие на произносимые епископом благодарения». Значение или смысл свидетельства веры слово «аминь» получало в устах приобщающегося тела и крови Христовой. На слова священника: «тело Христово» и диакона: «кровь Христова» он отвечал, по указанию Ап. Постановлений и других памятников – «аминь». В молитвах просительного характера данное выражение служило знаком желания или просьбы об исполнении просимого. Таково, по словам Кирилла Иерусалимского в V таиноводственном поучении, значение слова «аминь» в молитве «Отче наш». И, наконец, если молитва носила характер обета, то с произносимым в заключение ее выражением: «аминь», соединялся, по указанию бл. Августина, смысл намерения исполнить обещанное.

А. Петровский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle