Источник

Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Московский

Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Московский. – В мире Андрей Степанович, родился в г. Нежине в 1708 г., сын молдаванина, переселившегося в Малороссию и служившего при малороссийском гетмане переводчиком. Его отец, в награду за верность России при измене гетмана Мазепы, получил поместье в Нежинском полку. Оставшись сиротой, он перешел на попечение своего дяди по матери, старца Киево-Печерской Лавры Владимира Каменского, от которого и принял вторую фамилию. Образование получил в Киевской академии, а затем, по тогдашнему обычаю, ездил для довершения образования заграницу и учился у иезуитов во Львове; закончил свое образование он в Московской славяно-греко-латинской академии, куда поступил в 1733 г. Здесь он нашел покровительство у префекта, а потом ректора академии Стефана Калиновского, который, когда перешел в Петербург в Александро-Невский монастырь, взял за собою в 1734 г. и Каменского. В Петербурге Каменский в 1738 г. принял монашество и был преподавателем, а потом и префектом Александро-Невской духовной семинарии. В 1748 г. назначен архимандритом Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, в 1753 г. хиротонисан во епископа Переславского и Дмитровского, в 1761 г. переведен на кафедру Сарской и Подольской (Крутицкой) епархии, в том же году получил архиепископство, в 1768 г. назначен в Москву. Отличался своими хозяйственными способностями, в Новый Иерусалим был назначен для обновления запущенных зданий монастыря и в Москву – для обновления кремлевских соборов. Есть мнение, что жертвою этой своей способности он и пал, когда был умерщвлен в Москве чернью в Донском монастыре во время чумы 1771 г., после того как распорядился опечатать кружку у чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери, у которой молился народ в годину бедствия. Амвросий предполагал употребить собранные у иконы деньги на богоугодные дела. Народ стал кричать, что архиерей грабит казну Богородицы и поднял возмущение. По другим мнениям народ был раздражен на преосвященного за предписания духовенству соблюдать разные противозаразные меры. Есть сведение, что Амвросий намеревался укрыть и самый чудотворный образ, чтобы устранить опасное в чумное время скопление народа в одном месте. Не осталось без влияния и то, что Амвросий уничтожил в Москве существование крестцовых священников, стоявших на площади и нанимавшихся на службы, и они, эти священники, возмущали против него народ. Екатерина II отзывалась об Амвросие, как о человеке умном и заслуженном. Как знаток древних языков, Амвросий занимался переводами священных книг и святоотеческих писаний. Из его переводов изданы: «Псалтирь в новом славянском переводе», 1-е изд. в 1809 г., 2-е М. 1878 г.; «Послания св. Игнатия, епископа Антиохийского», М. 1772 г.; «Св. Кирилла, епископа Иерусалимского, огласительные поучения», М. 1772 г.; «Богословие или изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина, М 1765–1781 гг.; с латинского – «Рассуждение против атеистов и натуралистов», Гуго Гроция, М. 1765 г. Кроме того, составил «Службу св. митрополиту Димитрию Ростовскому», которая прежде была помещена и в печатных минеях, но потом оставлена. Напечатаны также два его письма, одно – о церковных имуществах в «Дне» 1865 г. Биографические сведения о нем в книге: «Жизнь преосвященного Амвросия, архиепископа Московского и Калужского», М. 1813 г. (с портретом преосвященного), в «Обзоре дух. Литературы», архиеп. Филарета, в «Русск. биографич. Словаре», изд. Имн. Русск. Историч. Общества, в «Правосл. Собеседнике» 1865 г., т. III.

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle