Акила
Акила (Аquila – орел, лат., в греч. Ἀκ´λας и Ἀκύλα), св. ап. из 70-ти, в Месяцеслове. – Св. Иоан. Злат. в двух беседах на слова: «Приветствуйте Акилу и Прискилу, сотрудников моих о Господе» (Рим.16:3), изображает и прославляет их согласно речи о них у ап. Павла, представляя их как высший образец сердечноблагородного и самоотверженного служения апостолу языков и церкви Христовой, не смотря на то, что они были бедные и простые из самых простых и невидных людей мира сего; никаких других агиографических сведений об жизни и служении при ап. Павле и по кончине его св. Златоуст не сообщает, как нет их и у других древних отцов и писателей церкви. Но, вероятно, еще в христианской древности, как и во время Златоуста, существовали уже относительно св. Акилы и Прискиллы устные, а может быть и письменные известия подробного житийного характера, тем более, что в Риме с древнейших времен существовала уже и церковь, посвященная их имени. Известие такого рода встречается в сочинениях, сравнительно поздних, но сохранивших отголоски и следы древних преданий, как, напр., в Синопсисе – произведении, которое приписывается св. Дорофею, еп. Тирскому († 362 г.), хотя ему и не принадлежит, а также в разных апокрифич. сказаниях о жизни и деяниях апостолов. Различные сведения из подобных источников попадали в Вост. и Западные Мартирологи и житийные сборники, а также давали материал для составления отдельных житий святых. Так и относительно св. ап. Акилы несомненно известно, что в IX в. существовало уже подробное житие его, на основании которого св. Иосиф Песноп., живший в этом веке, составил служебный канон ап. Акилы (в греч. и в нашей Служ. Мин. на 14 июля). Это житие сохранилось на греч. яз. в списке ХІ в. (Париж. нац. библ.) и имеет такое надписание: «Деяние и мучение св. ап. Акилы, единого от 70-ти» (см. у Оmont'a, Саtal. codex. Наgiogr., № 1219, л. 37–47). Канон Иосифа Песноп. и это житие послужили источником для позднейших Синаксарн. и Прол. сведений об апостол. служении и мучен. кончине ап. Акилы, на основании их и св. Дмитр. Ростов. в Чт.-Мин. излагает его житие. По его рассказу, как и по Прологу печатной редакции, св. Акила учил и проповедовал в Малой Азии, был посвящен во епископа ап. Павлом, проповедовал и в иных разных странах, «многое множество душ человеческих привел ко спасению», просветив и крестив их, устроял всюду церкви и ставил священников и, наконец, потерпел мученическую кончину от идолослужителей – «убиен бысть от неверных». О его жене, бл. Приск., говорится только мимоходом (у Дмитр. Рост.), или совсем не упоминается (в Прол.), как и в 13 каноне св. Иос., в котором воспевается и прославляется только один ап. Акила. В Менол. В. сообщается (под 14 июля) о совместной деятельности св. Акилы и Приск., о их проповеди апостольской язычникам (без указания где именно) и о мученической кончине от них (о епископстве св. Акилы не упоминается). В Синакс. греч. Мин. краткое сказание только о св. Акиле, причем он называется «иереем и мучеником». В нашем Прол. три различных сказания о нем: одно – в стишном Прол., почти сходное с рассказами Мен. В.; другое – в не-стишном Прол., без всяких упоминаний о священстве и епископстве св. Акилы и его проповеди в разных странах и о мученической кончине, и, наконец, третье – в печат. Прол., со всеми этими подробностями. Первые два чтения внесены и в Макар. Чт.-Мин., из них второе, вероятно, более древнее, и встречается в пергам. рукоп. Прол. (Хлудов., Типогр. Новг., Прилуцк. и др.).
Очевидно, существовало несколько редакций его жития: в одних сообщалось только то, что известно по Деян. Ап. и Посл. ап. Павла, в других приводились сведения, дополнительные из разных источников. – Пам. св. Акилы и Прискил. в древнейшем Рим. Мар. (Иерон.) 8 июля (см. изд. I. В. Rоssi еt Duschesne, 1894 г., л. 88; Ваrоnii, Март. Рим.1589 р. 300), в греч. Синак. Мес. 13 февр. и 14 июля (см. Служеб. Мин. и в Типик. Конст. цер. Дмитр., Опис. литург. рук.), в нашем Мес. 14 июля. – См. кроме указан., ASS., июль, т. II, стр. 53 –37.
А.Пономарев.